Производство № 2а –594/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Смоленск 15.05.2023
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Моисеевой О.В.,
при секретаре Саленковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов Смоленской области, Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Смоленской области, судебному приставу – исполнителю Евтушенко Л.В. о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области, уточнив исковые требования, обратилась в суд с данным иском. В обоснование требований указано, что на основании решения Смоленского районного суда Смоленской области от <дата>, выдан исполнительный лист от <дата> № <номер>, <дата> возбуждено исполнительное производство в отношении должника - Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда. <дата> судебным приставом-исполнителем Евтушенко Л.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации в размере 50 000 руб. Административный истец считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку Администрация <дата> сообщила в адрес ответчика о ходе осуществленных ею действий в рамках исполнения решения суда и о продлении установленного 5 дневного срока для исполнения решения суда, в связи с необходимостью соблюдения установленных законом процедур для приобретения жилого помещения. Однако ходатайство должника о продлении срока не было рассмотрено. Просит признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от <дата>, в случае отказа освободить от данного сбора.
Участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно частям 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Согласно статье 1 Закона Смоленской области от 29.11.2007 N 114-з "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" данный закон наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.
В соответствии со ст.2 вышеназванного закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями вправе: получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.
В соответствии с п.5 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 N 202 приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год.
Таким образом, Смоленской областью государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. При этом передача полномочий должна быть осуществлена с одновременным их финансированием. То есть, исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления возможно при условии надлежащего финансирования переданных полномочий.
Судом установлено, что <дата> на основании исполнительного листа №№ <номер> от <дата>, выданного Смоленским районным судом Смоленской области, предметом исполнения которого является: обязать Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области на выделенные Департаментом Смоленской области по образованию и науке денежные средства приобрести и предоставить по договору найма специализированного жилого помещения Соколовой А.В. жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, общей и жилой площадью не ниже установленных социальных норм предоставления, судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № <номер>-ИП и установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней со дня получения Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области постановления о возбуждении исполнительного производства (л.д.18).
<дата> постановление получено должником.
<дата> Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в адрес судебного-пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Смоленской области представлены информация и доказательства принятия мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, в частности, что во исполнение решения Смоленского районного суда Смоленской области от <дата>, вступившего в законную силу <дата>, Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области была направлена заявка в Департамент Смоленской области по образованию и науке на выделение денежных средств для приобретения благоустроенного жилого помещения с целью его последующего предоставления Соколовой А.В. по договору найма специализированного жилого помещения.
Департамент Смоленской области по образованию и науке в письме от <дата> суду сообщил, что в <дата> предусмотрены денежные средства на приобретение жилья Соколовой А.В.
Также Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в указанной информации судебному приставу - исполнителю сообщалось, что в <дата> году уже объявлено 11 электронных аукционов по приобретению жилых помещений, в связи с чем исполнить решение суда в течение 5 дней невозможно.
Одновременно в письме от <дата> содержалось ходатайство о продлении срока для исполнения требований по исполнительному производству (л.д.26-27).
<дата> постановлением № <номер> судебного пристава-исполнителя Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Смоленской области Евтушенко Л.В. с должника Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. (л.д. 17).
<дата>. названное постановление поступило в адрес Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области.
Частью 12 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) установлено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об исполнительном производстве", установленный судебным приставом-исполнителем срок может быть продлен им по заявлению лица, участвующего в исполнительном производстве.
При удовлетворении заявления должника судебный пристав-исполнитель выносит мотивированное постановление об удовлетворении заявления и обязании должника исполнить требования исполнительного документа после устранения причин и обстоятельств невозможности их исполнения.
В случае отказа должнику в признании представленных им доказательств уважительными судебный пристав-исполнитель выносит мотивированное постановление с указанием причин отказа в продлении срока для добровольного исполнения.
Постановление о продлении или об отказе в продлении установленного судебным приставом-исполнителем срока может быть обжаловано.
Прядок рассмотрения заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, определяется ст. 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Таким образом, действующим законодательством установлено, что при поступлении от должника заявления о продлении срока для добровольного исполнения в связи с невозможностью исполнить в установленный срок требования исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, а также представлении им доказательств принятия мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель в порядке статьи 64.1 Закона рассматривает такое заявление и представленные доказательства, оценивает представленные аргументы и доказательства.
Тем самым действующее регулирование в целом позволяет достичь баланса прав и законных интересов как взыскателя, так и должника и при условии правильного и неукоснительного соблюдения закона обеспечить реализацию целей исследуемого вида юридической ответственности на основе принципов справедливости наказания, его индивидуализации, учета характера совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и без ущерба для иных конституционно защищаемых ценностей.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ходатайство Администрации о продлении срока для исполнения требований по исполнительному производству, которое <дата> было получено Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов, рассмотрено не было, постановление по итогам его разрешения не выносилось.
Поскольку должник до истечения срока на добровольное исполнение документа обратился к судебному приставу-исполнителю с ходатайством о продлении указанного срока, однако в нарушение ст. 20 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебным приставом-исполнителем не было разрешено данное ходатайство, не была дана оценка доводам должника относительно оснований для продления срока, а в случае удовлетворения ходатайства, отсутствовали бы основания для взыскания исполнительского сбора, что, по мнению суда, свидетельствует о незаконности действий судебного пристава-исполнителя по принятию решения о взыскании исполнительского сбора до разрешения ходатайства о продлении срока для добровольного исполнения.
Уполномоченные государством органы и должностные лица, совершая властно-обязывающие действия, должны строго исполнять законодательные предписания, внимательно и ответственно подходить к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав и обязанностей участников правоотношений, принятии правоприменительных актов.
При указанных обстоятельствах, исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства, судебный пристав-исполнитель должен был рассмотреть ходатайство (должник имеется право на обжалование решения по итогам рассмотрения ходатайства), после чего при наличии к тому законных оснований принять решение по вопросу о взыскании исполнительского сбора, иное вступало бы в противоречие с требованиями правовой определенности и поддержания доверия к закону.
Исполнение судебного решения не должно приводить к нарушению прав и законных интересов должника и осуществляться без учета основополагающих принципов исполнительного производства.
Обеспечение законности при применении мер по денежному взысканию, налагаемому на должника в случае неисполнения им исполнительного документа предполагает не только наличие законных оснований для его применения, но и соблюдение установленного законом порядка его применения, что в данном случае обеспечено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> №№ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░