дело № 2а-418/2023
74RS0019-01-2023-000853-33
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
06 сентября 2023 года г. Касли
Каслинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Захаровой К.А.,
при секретаре Заколяпиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Каслинского городского прокурора Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «Береговое сельское поселение» Каслинского муниципального района Челябинской области к администрации Берегового сельского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по вводу в эксплуатацию газопроводов <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
И.о Каслинского городского прокурора, действующий в защиту неопределенного круга лиц и муниципального образования « Береговое сельское поселение» Каслинского муниципального района Челябинской области обратился в суд к администрации Берегового сельского поселения <адрес>, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по согласованию актов приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы и актов разграничения эксплуатационной ответственности в отношении сетей газораспределения по <адрес> Каслинского муниципального района Челябинской области и по <адрес> муниципального района Челябинской области.
Также просил возложить на администрацию Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области обязанность в шестимесячный срок создать приемочную комиссию по приемке сетей газораспределения, согласовать с приемочной комиссией приемку сетей газораспределения, построенных в рамках муниципальных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, путем подписания актов приемки законченного строительством объекта и актов разграничения эксплуатационной ответственности в отношении сетей газораспределения по <адрес> муниципального района <адрес> и по <адрес>, пер. Больничный <адрес> муниципального района <адрес>. Непринятие мер по согласованию актов приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы и актов разграничения эксплуатационной ответственности влечет невозможность подключения объектов капитального строительства к построенным газораспределительным сетям <адрес>, выполнению мероприятий по газификации населенного пункта. Кроме того, препятствует постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости.
В обоснование административного искового заявления указано, что Городской прокуратурой по коллективному обращению жителей <адрес> муниципального района <адрес> проведена проверка исполнения администрацией Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района <адрес> (далее - администрация поселения) требований законодательства при выполнении мероприятий по газификации населенного пункта. Из пояснений главы Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района <адрес> следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году на основании заключенного администрацией поселения муниципального контракта построен газопровод для обеспечения подачи газа жителям улиц <адрес> муниципального района <адрес>. Данный газопровод построен без технологического присоединения к источнику газоснабжения и является отдельной веткой сети газоснабжения. В ДД.ММ.ГГГГ году в целях подключения указанного газопровода к общей системе подачи газа поселка администрацией поселения заключен еще один муниципальный контракт на строительство газопровода по <адрес> <адрес> муниципального района <адрес>. При оформлении газопровода выяснилось, что часть документов о ходе строительства объекта утрачена, требуется их восстановление. До настоящего времени указанные газопроводы не введены в эксплуатацию, жители <адрес> обращаются в прокуратуру с коллективными жалобами на данные обстоятельства.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Каслинского городского прокурора Преображенская К.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области Матерухин И.А. против удовлетворения требований не возражал.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц администрации Каслинского муниципального района Челябинской области, ООО «Строительный контроль заказчика», АО «Газпром газораспределение Челябинск» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон в судебном заседании, исследовав все материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), соглашений о передачи части полномочий к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
На территории Челябинской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Закон Челябинской области от 27.05.2010 № 589-ЗО (далее - Закон № 589-ЗО), которым утвержден перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Челябинской области.
В соответствии с пп. «г» п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 589-ЗО получение разрешения на строительство не требуется при строительстве линейных объектов - подземных, надземных, наземных газопроводов давлением до 1,2 мегапаскаля включительно в рамках выполнения газораспределительными организациями мероприятий по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, а также в рамках исполнения региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территории Челябинской области, финансируемых за счет специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями в соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона № 589-ЗО строительство, реконструкция объектов, указанных в п. 4, 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 589-ЗО, без получения разрешения на строительство допускаются при оформлении по окончании строительства, реконструкции объектов следующих документов:
а) акта приемки законченного строительством объекта;
в) акта разграничения эксплуатационной ответственности.
При вышеуказанных обстоятельствах в силу ч. 17 ст. 51 ГрК РФ и ч. 1 ст. 1 Закона №-ЗО для строительства газопроводов в 2018, 2019 гг. не требовалось разрешение на строительство и как, следствие, разрешение на ввод их в эксплуатацию в порядке статьи 55 ГрК РФ.
Вместе с тем пунктами 92-98 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Технический регламент), установлен порядок приемки сетей газораспределения и газопотребления после строительства или реконструкции.
Согласно п. 92 Технического регламента приемка сети газораспределения после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ.
Пунктом 93 Технического регламента предусмотрено, что приемка сетей газораспределения и газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором (далее - приемочная комиссия), в состав которой входят представители:
а) застройщика;
б) строительной организации;
в) проектной организации;
г) эксплуатационной организации;
д) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
е) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора;
ж) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.
Перечень документов и материалов, предоставляемых строительной организацией в приемочную комиссию при приемке сетей газораспределения и газопотребления, установлено п. 95 Технического регламента.
В силу п. 98 Технического регламента документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии.
Из материалов дела следует, что Каслинской городской прокуратурой проведена проверка, при проведении которой установлено, что реализация мероприятий по газификации на территории Челябинской области осуществляется в рамках Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20.09.2017 № 474-П.
Согласно Приложению № 1 к Региональной программе мероприятия по строительству сетей газоснабжения жилых домов (наружные сети газоснабжения) в поселке <адрес> запланированы на период с ДД.ММ.ГГГГ г.г., финансирование мероприятий предусмотрено за счет средств регионального бюджета на сумму 29 000 тыс. руб.
Администрацией Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области с <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по Газоснабжению жилых домов в <адрес>. Согласно п. 1.2 контракта состав и объем работ определяется сводным сметным расчетом и локальными сметами (приложениями к контракту).Приложениями к контракту предусмотрена прокладка подрядчиком газопровода по <адрес>, <адрес> Общая цена контракта составила 3 000 тыс. руб. (п. 2.2 контракта). Подрядчиком сданы, а заказчиком приняты ДД.ММ.ГГГГ выполненные работы по контракту на общую сумму 3 000 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета 2 999 тыс. руб., местного бюджета - 1 тыс. руб., что подтверждается актами формы КС-2, КС-3.Администрацией поселения ДД.ММ.ГГГГ произведена оплата выполненных работ, что подтверждается платежными поручениями №, №Администрацией Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области с <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по Газоснабжению <адрес> в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Каслинском муниципальном районе на ДД.ММ.ГГГГ годы.
Подрядчиком сданы, а заказчиком приняты ДД.ММ.ГГГГ выполненные работы по контракту на общую сумму 2 597 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета 2 596 тыс. руб., местного бюджета - 1 тыс. руб., что подтверждается актами формы КС-2, КС-3.Администрацией поселения ДД.ММ.ГГГГ произведена оплата выполненных работ, что подтверждается платежными поручениями №, 1100. Предоставление администрации поселения бюджетного финансирования на выполнение вышеуказанных работ подтверждается заключенными администрацией поселения с администрацией Каслинского муниципального района Челябинской области соглашениями о передаче части полномочий на осуществление полномочий по организации в границах поселения газоснабжения населения от ДД.ММ.ГГГГ № (дополнительные соглашения № (дополнительные соглашения №).
Комиссией в составе главы Берегового сельского поселения Матерухина И.А., представителя эксплуатирующей организации АО «Газпром газораспределение Челябинск» Велина Д.Г., представителя подрядчика ООО «Строилайн» Еремук ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование построенного ООО «Строилайн» газопровода. По результатам обследования составлен акт №, в котором указано, что отсутствует исполнительная документация на газопровод, а также имеются замечания к техническому состоянию построенного газопровода. Управлением строительства и инфраструктуры администрации Каслинского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поселения и ООО «Строилайн» направлены письма с требованием устранить выявленные недостатки.
Однако, согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ, сведений об устранении недостатков и восстановлении утраченных документов не имеется.
Кроме того, проверкой установлено, что Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Каслинского муниципального района Челябинской области с администрацией Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении субсидии на подготовку технических планов на газопроводы, срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенными обстоятельствами городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ главе Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого меры по вводу объектов газоснабжения в эксплуатацию не приняты.
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, и административным ответчиком не оспорены.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, учитывая положения ч. 2 ст. 1 Закона № 589-ЗО, а также требования Технического регламента, при строительстве сетей газораспределения <адрес> администрация поселения для осуществления ввода объектов в эксплуатацию обязана согласовать по окончании строительства: акты приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы и акты разграничения эксплуатационной ответственности.
Вместе с тем исполнительная документация на объекты газораспределения отсутствует, вышеуказанные акты заинтересованными лицами до настоящего времени не подписаны, в связи с чем построенные за счет бюджетных денежных средств газопроводы в эксплуатацию не введены.
На основании ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр прав, и указаны сведения о сооружении, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости.
Согласно ч. 8 ст. 24 Закона № 218-ФЗ сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов сооружения для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Представление в качестве приложения к техническому плану сооружения проектной документации и (или) иной указанной в настоящей части документации (копий такой документации) не осуществляется. В техническом плане указываются сведения о такой документации. Сведения из такой документации включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его подготовке, составом содержащихся в нем сведений.
Таким образом, отсутствие исполнительной документации на газопроводы препятствует проведению работ по постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости.
Непринятие мер по согласованию актов приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы и актов разграничения эксплуатационной ответственности влечет невозможность подключения объектов капитального строительства к построенным газораспределительным сетям <адрес>, выполнению мероприятий по газификации населенного пункта. Кроме того, препятствует постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости.
При указанных обстоятельствах, установленных судом, суд полагает правильным признать незаконным бездействие администрации Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по согласованию актов приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы и актов разграничения эксплуатационной ответственности в отношении сетей газораспределения по <адрес> <адрес> муниципального района <адрес> и по <адрес> муниципального района <адрес> с возложением обязанности в шестимесячный срок создать приемочную комиссию по приемке сетей газораспределения, согласовать с приемочной комиссией приемку сетей газораспределения, построенных в рамках муниципальных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, путем подписания актов приемки законченного строительством объекта и актов разграничения эксплуатационной ответственности в отношении сетей газораспределения по <адрес> муниципального района Челябинской области и по <адрес> муниципального района Челябинской области.
В соответствии со ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению, при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Принимая во внимание существо заявленных требований, позицию по делу административного ответчика, иные обстоятельства, заслуживающие внимания, суд считает необходимым установить срок исполнения ответчиком указанных требований в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу, считая данный период достаточным для исполнения возложенной законом обязанности.
Руководствуясь ст.ст.175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск исполняющего обязанности Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «Береговое сельское поселение» Каслинского муниципального района <адрес> к администрации Берегового сельского поселения Каслинского района Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по вводу в эксплуатацию газопроводов <адрес>, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по согласованию актов приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы и актов разграничения эксплуатационной ответственности в отношении сетей газораспределения по <адрес>
Возложить на администрацию Берегового сельского поселения Каслинского муниципального района Челябинской области обязанность создать приемочную комиссию по приемке сетей газораспределения, согласовать с приемочной комиссией приемку сетей газораспределения, построенных в рамках муниципальных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, путем подписания актов приемки законченного строительством объекта и актов разграничения эксплуатационной ответственности в отношении сетей газораспределения по <адрес> муниципального района <адрес> и по <адрес> муниципального района Челябинской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.
Председательствующий Захарова К.А.
.