Дело № 2а-609/2023 (2а-6531/2022)
УИД 27RS0007-01-2022-007604-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2023 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Капитоновой М.В.,
при секретаре судебного заседания Храневской Е.В.,
с участием
административного истца Палей А.Ю.,
представителя административных ответчиков и заинтересованного лица – Шевченко В.В., действующей на основании доверенностей от 20 мая 2020 года, от 03 ноября 2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Палей Александра Юрьевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Федеральной службы исполнения наказания России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в удержании денежных средств для возмещения расходов по содержанию в учреждении и установления лимита на расходование денежных средств,
УСТАНОВИЛ
Палей А.Ю. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония (№) Управления Федеральной службы исполнения наказаний по (адрес)» (ФКУ ИК-11 УФСИН России по (адрес)) о признании незаконными действий (бездействий), выразившихся в удержании денежных средств для возмещения расходов по содержанию в учреждении и установления лимита на расходование денежных средств, указав в обоснование, что будучи осужденным к лишению свободы и отбывая наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по (адрес), находился на медицинском обследовании в филиале «Краевая больница» ФКУЗ МСЧ-27 в связи с переосвидетельствованием по инвалидности, где в период его нахождения сотрудниками бухгалтерии ФКУ ИК-11 УФСИН России по (адрес) с его лицевого счета, куда поступила пенсия, были удержаны денежные средства для возмещения расходов по его содержанию в учреждении – за коммунальные услуги и питание, ему был установлен лимит на расходование денежных средств в размере 7800 руб. Считает, что такие действия должностных лиц ФКУ ИК-11 УФСИН России по (адрес) незаконны и нарушают его права в силу требованпй УИК РФ, поскольку он содержался в лечебном исправительном учреждении и поэтому мог тратить денежные средства, имеющиеся на его лицевом счете, без ограничения, а также не должен был оплачивать за свое содержание в таком учреждении. Также просит восстановить срок на подачу иска в связи с поздним получением ответа из бухгалтерии ФКУ ИК-11 УФСИН России по (адрес).
Определением суда от (дата) к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика Федеральная служба исполнения наказания России (далее – ФСИН России), в качестве заинтересованного лица – Управление Федеральной службы исполнения наказаний по (адрес).
В судебном заседании административный истец Палей А.Ю., участие которого было обеспечено посредством видеоконференц-связи, административный исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям и доводам, поясняя, что имеет инвалидность третьей группы, ежемесячно получает пенсию.
Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица – Шевченко В.В., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, подтвержила доводы письменных возражений, из которых следует, что ФКУ ИК-11 УФСИН России по (адрес) на основании Устава, утвержденного приказом ФСИН России от (дата) (№), является Учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. ИК-11 УФСИН России по (адрес) не является лечебным исправительным учреждением. Филиал «Краевая больница» ФКУЗ МСЧ-27 располагается при ИК-11 УФСИН России по (адрес) на основании договора безвозмездного временного пользования нежилыми помещениями, принадлежащими Учреждению на праве оперативного управления, и являются собственностью Российской Федерации. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность в полной мере распространяется и на осужденных. Но помимо уплаты налогов, согласно ч. 4 ст. 99 и ч. 1 ст. 107 УИК РФ они также обязаны возмещать расходы на свое содержание. В эти расходы включается стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, предоставляемых осужденным, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. При этом возмещение стоимости указанных расходов производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. Согласно списку от (дата) (№) СУ от Управления выплаты пенсий социальных выплат, на лицевой счет Палей А.Ю. поступила пенсия в размере 7063,37 руб. и ЕДВ в размере 1219,54 руб., всего денежная сумма в размере 8282,91 руб. В октябре 2022 года сотрудниками бухгалтерии ИК-11 УФСИН России по (адрес) было произведено удержания с лицевого счета Палей А.Ю. для возмещения расходов по его содержанию: за питание в сумме 3757,34 руб., за коммунально-бытовые услуги в сумме 1540,19 руб., итого 5297,53 руб. После произведенных удержаний на лицевой счет Палей А.Ю. зачислено 1765,84 руб. (25% от суммы пенсии) и 1219,54 руб. (сумма ЕДВ, по которой удержания не производились), всего 2985,38 руб. Денежные средства были удержаны в силу положений статей 88, 99, 107, 123 УИК РФ. За период с (дата) по (дата) на все заявления истца были даны письменные ответы в установленные законом сроки. Дополнительно пояснила, что содержание осужденных обеспечивается в ИК-11 УФСИН России по (адрес), данное учреждение не имеет статуса лечебного исправительного учреждения (ЛИУ), медицинское обследование осужденных производится в ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, которая располагается при ИК-11 УФСИН России по (адрес). Удержания с лицевого счета Палей А.Ю. для возмещения расходов по его содержанию произведены только в октябре 2022 года, все остальное время осужденный содержался бесплатно, обеспечивался питанием и предметами первой необходимости за счет государства, поскольку денежные средства на его счет не поступали. Просит в иске отказать.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При этом, исходя из положений ст.ст. 62, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» лишенные свободы лица вправе оспорить по правилам КАС РФ действия (бездействие), решения либо иные акты органов или учреждений, должностных лиц, которые нарушают или могут нарушить условия содержания при исполнении названных процессуальных решений (главы 21, 22 КАС РФ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно действующему законодательству, основными задачами Федеральной службы исполнения наказания России являются: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, а также работников уголовно-исправительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений (пункт 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314).
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов (часть 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Глава 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ регламентирует условия отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 88 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных (часть 1).
Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия, могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ч. 2 ст. 88 УИК РФ).
Размер средств, разрешенных для расходования осужденными, помимо указанных в части второй настоящей статьи, устанавливается статьями 121, 123, 125, 131 и 133 настоящего Кодекса (ч. 2.1 ст. 88 УИК РФ).
Перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, запрещенных к продаже осужденным, и их количество устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Предусмотренные Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации размеры сумм, разрешенных к расходованию осужденными, введены Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части увеличения ежемесячных денежных сумм, предусмотренных для приобретения осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости».
Размер средств, разрешенных для расходования осужденными, зависит от места отбывания наказания, состояния здоровья и других обстоятельств, указанных в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.
В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 123 УИК РФ осужденным, отбывающим наказание в исправительных колониях строгого режима, в обычных условиях, разрешается ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 УИК РФ, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи тысяч восьмисот рублей.
Без каких бы то ни было ограничений на указанные цели вправе расходовать денежные средства со своих лицевых счетов следующие категории осужденных:
- осужденные беременные женщины и осужденные женщины, имеющие при себе детей (ч. 5 ст. 88 УИК РФ);
- инвалиды первой и второй группы, а также осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях (ч. 6 ст. 88 УИК РФ); - осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии общего режима в облегченных условиях (п. «а» ч. 2 ст. 121 УИК РФ);
- осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях (п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ);
- осужденные, отбывающие наказание в воспитательной колонии в льготных условиях (п. «а» ч. 3 ст. 133 УИК РФ).
Тем самым, в статье 88 УИК РФ какие-либо ограничения на расходование денежных средств, заработанных осужденным в период отбывания наказания, а также получаемых ими пенсий и социальных пособий, отсутствуют. Норма расходования установлена лишь в отношении иных средств, поступивших на лицевые счета осужденных.
В силу положений ч. 4 ст. 99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ. В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
Из материалов дела следует, что Палей А.Ю. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-8 УФСИН России по (адрес) – в колонии строгого режима. На основании представления ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России для проведения обследования направлен в ФКУ ИК-11 УФСИН России по (адрес), где содержался в период с (дата) по (дата). По прибытии в исправительное учреждение ФКУ ИК-11 УФСИН России по (адрес) Палей А.Ю. находился на обследовании в терапевтическом отделении в Филиале «Краевая больница» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, расположенном на территории исправительного учреждения.
Медицинское обеспечение Палей А.Ю. организовано в соответствии с требованиями законодательства РФ в сфере охраны здоровья граждан и положениями Приказа Минюста России от (дата) (№) «Об утверждении Порядка организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».
Согласно Уставу, ФКУ ИК-11 УФСИН России по (адрес) является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы (п. 1.1).
ФКУ ИК-11 УФСИН России по (адрес) статусом лечебного исправительного учреждения не обладает.
Филиал «Краевая больница» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России располагается при ФКУ ИК-11 УФСИН России по (адрес) на основании договора (№) от (дата) безвозмездного временного пользования нежилыми помещениями, принадлежащими Учреждению на праве оперативного управления, и являются собственностью Российской Федерации.
Палей А.Ю. установлена третья группа инвалидности в следующие периоды: с (дата) по (дата), с (дата) по бессрочно, что подтверждается справками МСЭ-2019 (№) от (дата) и МСЭ-2021 (№) от (дата).
Истец является получателем пенсии. Согласно списку от (дата) (№) СУ от Управления выплаты пенсий социальных выплат, на лицевой счет Палей А.Ю. поступила пенсия в размере 7063,37 руб. и ЕДВ в размере 1219,54 руб., всего денежная сумма в размере 8282,91 руб.
(дата) сотрудниками бухгалтерии ИК-11 УФСИН России по (адрес) было произведено удержание с лицевого счета Палей А.Ю. для возмещения расходов по его содержанию в ФКУ ИК-11 УФСИН России по (адрес): за питание в сумме 3757,34 руб., за коммунально-бытовые услуги в сумме 1540,19 руб., итого 5297,53 руб., что установлено из поручений о перечислении на счет от (дата) (номер распоряжения 12253, 12238).
После произведенных удержаний на лицевой счет Палей А.Ю. зачислено 1765,84 руб. (25% от суммы пенсии) и 1219,54 руб. (сумма ЕДВ, по которой удержания не производились), всего 2985,38 руб., что усматривается из справки главного бухгалтера ФКУ ИК-11 УФСИН России по (адрес) ст. лейтенанта внутренней службы Кириковой Д.Р. от (дата).
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Палей А.Ю. не относится ни к одной из вышеперечисленных категорий лиц: не является инвалидом первой или второй группы, не осужденным, находящимся в лечебном исправительном учреждении, возможность расходования денежных средств на продукты питания и предметы первой необходимости без ограничения предусмотрена для него только в отношении средств, заработанных в период отбывания наказания, а также получаемых пенсий и социальных пособий, норма расходования установлена лишь в отношении иных средств, поступивших на лицевой счет осужденного из других источников, - в размере семи тысяч восьмисот рублей в месяц. При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от (дата) (№)-О-О, само по себе установление законодателем в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации определенного предела расходования средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости не может быть признано необоснованным ограничением, поскольку обусловлено режимом и условиями содержания лиц, осужденных к лишению свободы, и касается лишь дополнительных средств, получаемых из иных, помимо заработной платы, пенсий и социальных пособий, источников.
Кроме того, возмещение осужденными расходов по их содержанию производится в соответствии с требованиями части 4 статьи 99 УИК РФ с учетом установленных статьей 107 УИК РФ ограничений. Как отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, установление в части 4 статьи 99 и статье 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации удержаний из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы для возмещения расходов по их содержанию - стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце, - не противоречит целям Российской Федерации как социального государства (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от (дата) (№)-О-П, от (дата) (№), от (дата) (№), от (дата) (№)) и обязательного труда как средства исправления осужденных, притом что часть 3 статьи 107 данного Кодекса гарантирует недопущение зачисления на лицевой счет осужденных, вне зависимости от сумм затрат на их питание, одежду, индивидуальные средства гигиены и коммунально-бытовые услуги, менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от (дата) (№)).
С учетом изложенных нормативных положений и представленных доказательств, суд приходит к выводу, что в (дата) исправительным учреждением произведено правильное удержание денежных средств из пенсии Палей А.Ю. стоимости за питание в размере 3757,34 руб. и стоимости за коммунально-бытовые услуги в размере 1540,19 руб. за сентябрь 2022 года, с последующим зачислением на лицевой счет осужденного после произведенных удержаний 1765,84 руб., что составляет 25% от суммы пенсии, и 1219,54 руб. суммы ЕДВ, по которому удержания не производились.
Тем самым действия должностных лиц ФКУ ИК-11 УФСИН России по (адрес) правомерны, следовательно, не допущено нарушение гарантированного законом прав осужденного.
Проверяя соблюдение истцом срока предъявления административного иска в суд, суд приходит к следующему.
Статьей 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Из материала дела следует, что период нахождения истца ФКУ ИК-11 УФСИН России по (адрес) окончен (дата), с административным иском Палей А.Ю. обратился (дата), то есть срок на подачу иска административным истцом не пропущен.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании изложенного, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства не установлен факт нарушения прав истца действиями ответчика, который осуществлял свои полномочия в соответствии с действующим законодательством, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении требований по административному иску Палей А. Ю. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония (№) Управления Федеральной службы исполнения наказаний по (адрес)», Федеральной службы исполнения наказания России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в удержании денежных средств для возмещения расходов по содержанию в учреждении и установления лимита на расходование денежных средств – отказать.
Решение может быть обжаловано в (адрес)вой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (адрес) в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Капитонова
Решение суда в окончательной форме принято (дата)