Дело № 2а-744/2023
УИД 59RS0014-01-2023-000974-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 августа 2023 года с. Сива
Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива) в составе председательствующего судьи Веселковой Ю.А., при секретаре Подюкове А.И.,
с участием представителя административного истца заместителя прокурора Сивинского района Габаева А.Т.,
представителя административных ответчиков Полушкина В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сивинского района Пермского края в защиту неопределенного круга лиц к администрации Сивинского муниципального округа, управлению развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа Пермского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей,
установил:
Прокурор Сивинского района Пермского края, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.
Требования мотивировал тем, что Прокуратурой Сивинского района, на основании коллективного обращения жителей улиц <данные изъяты>, об отсутствии централизованной системы холодного водоснабжения, отсутствии водоразборных колонок на указанных улицах, не соблюдения администрацией Сивинского муниципального округа законодательства о водоснабжении и водоотведении, проведена проверка, которой установлено следующее. В ходе проверки установлено, что в нарушение п.4 ч.1 ст.16, п.4.3 ч.1 ст.17 Закона №131-Ф3, п.1 ч.1 ст.6, ч.2 ст.23 Закона о водоснабжении, централизованная система холодного водоснабжения, по улицам <данные изъяты>, отсутствует. Также, в ходе проверки установлено, что жители улицы <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ обращались к главе Сивинского муниципального округа с письменным заявлением по вопросу организации центрального водоснабжения данной улицы. Из ответа администрации следует, что техническая возможность для прокладки водопровода по улице Седятская села Сивы не имеется по причине отсутствия источника водоснабжения. Для водоснабжения указанной улицы централизованной системой холодного водоснабжения, необходимо: провести геологоразведку водоносных слоев, устройство скважин, их паспортизацию строительство водопровода. Программа по которой возможна реализация данного проекта - «Комплексное развитие сельских территорий», утверждена до 2023 года. Администрация округа рассмотрит возможность внесения данного комплекса работ в данную программу на 2024-2025 гг.. Проверкой установлено, что программа «Комплексное развитие сельских территорий Сивинского муниципального круга», утверждена постановлением администрации Сивинского муниципального круга ДД.ММ.ГГГГ №. При этом, в данную программу неоднократно вносились изменения, однако работы по организации водоснабжения указанной улицы, так и не были включены в программу. Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (образования органа местного самоуправления Сивинского муниципального округа) работа администрацией округа в данном направлении не велась. По результатам проверки, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Сивинского муниципального округа - главы администрации Сивинского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений закона. Из ответа на указанное представление следует, что представление рассмотрено, ведется работа по разработке технического задания для разработки проектно-сметной документации. В связи с тем, что нарушения, указанные в представлении не устранены, оно было оставлено в прокуратуре района на контроле. Из ответа, который поступил в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ, следует, что администрацией Сивинского муниципального округа направлен запрос коммерческих предложений по определению цены контракта проектирование водопровода с установкой водонапорной башни с экспертизой с.Сива в ООО «Инжениринг», ООО «Аист Труп», ООО «Концепт»; разрабатывается техническое задание. Из ответа, который поступил в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ, следует, что администрацией Сивинского муниципального округа направлен запрос коммерческих предложений по определению цены контракта проектирование водопровода с установкой водонапорной башни с экспертизой с.Сива в ООО «Инжениринг», ООО «Аист Труп», ООО «Концепт»; разрабатывается техническое задание. Таким образом, нарушения указанные в представлении прокурора района, не устранены.
Просит признать незаконным бездействие администрации Сивинского муниципального округа, в лице управления развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа по организации водоснабжения на улицах Седятская, Молодежная, Заводская, Набережная села Сивы Сивинского муниципального округа и возложить обязанность на администрацию Сивинского муниципального округа, в лице Управления развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа, в срок до 01.11.2023 организовать водоснабжение на улицах Седятская, Молодежная, Заводская, Набережная села Сивы Сивинского муниципального округа..
В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Сивинского района Пермского края Габаев А.Т. на иске настоял, просил удовлетворить.
Представитель административных ответчиков администрации Сивинского муниципального района, Управления развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа Полушкин В.М. в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями согласен.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, считает, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную среду обитания.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закона №131-Ф3) к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решения которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим федеральным законом осуществляется населением и (или) органом местного самоуправления самостоятельно.
В силу положений п.4 ч.1 ст.16 Закона №131-Ф3, к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах муниципального округа водоснабжения населения.
Согласно п.4.3 ч.1 ст.17 Закона №131-Ф3, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п. 4 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем, системы холодного водоснабжения.
Согласно п.1 ч. 1 ст.6 Закона о водоснабжении, к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч.2 ст.23 Закона о водоснабжении, органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно части 9 статьи 7 Закона о водоснабжении, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют централизованное холоднее водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с указанными Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ч.3 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Соответственно, именно органы местного самоуправления обязаны обеспечивать надежную и устойчивую деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, гарантируя комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях, создать условия для бесперебойной подачи воды.
Решением Думы Сивинского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, учреждено управление развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа Пермского края и утверждено Положение об управлении развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа Пермского края. Управление развития инфраструктуры администрации -Сивинского муниципального округа является функциональным органом администрации Сивинского муниципального округа. Учредителем управления является администрация Сивинского муниципального округа (п.1.1. Положения).
Одной из задач управления является реализация полномочий администрации Сивинского муниципального округа в области жилищно- коммунального хозяйства и благоустройства (п.2.2 Положения).
Пунктом 3.5 Положения, предусмотрено, что Управление в установленном порядке выполняет функции в сфере организации в границах Сивинского муниципального округа водоснабжения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу приведенных норм права органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.
В судебном заседании установлено, что в прокуратуру Пермского края поступило коллективное обращение жителей улиц Седятская, Молодежная, Заводская, Набережная села Сивы, об отсутствии централизованной системы холодного водоснабжения, отсутствии водоразборных колонок на указанных улицах, не соблюдения администрацией Сивинского муниципального округа законодательства о водоснабжении и водоотведении.
На основании данного обращения прокуратурой Сивинского района проведена проверка соблюдения администрацией Сивинского муниципального округа законодательства о водоснабжении и водоотведении, в рамках которой установлено следующее.
Жители улицы <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ обращались к главе Сивинского муниципального округа с письменным заявлением по вопросу организации центрального водоснабжения данной улицы.
Согласно ответа администрации от ДД.ММ.ГГГГ, техническая возможность для прокладки водопровода по улице <данные изъяты> не имеется по причине отсутствия источника водоснабжения. Для водоснабжения указанной улицы централизованной системой холодного водоснабжения, необходимо: провести геологоразведку водоносных слоев, устройство скважин, их паспортизацию строительство водопровода. Программа по которой возможна реализация данного проекта - «Комплексное развитие сельских территорий», утверждена до 2023 года. Администрация округа рассмотрит возможность внесения данного комплекса работ в данную программу на 2024-2025 гг..
Проверкой установлено, что программа «Комплексное развитие сельских территорий Сивинского муниципального круга», утверждена постановлением администрации Сивинского муниципального круга 30.04.2021 № 298. При этом, в данную программу неоднократно"вносились изменения, однако работы по организации водоснабжения указанной улицы, так и не были включены в программу.
По результатам проверки, 14.03.2023 в адрес главы Сивинского муниципального округа - главы администрации Сивинского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений закона.
Из представленных ответов администрации следует, что нарушения указанные в представлении прокурора района не устранены.
Указанное свидетельствует, что решение вопросов местного значения администрацией Сивинского муниципального округа осуществляется ненадлежащим образом, в ущерб правам граждан, а именно права на благоприятную среду обитания, препятствует охране их здоровья и улучшению качества их жизни путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения, что является нарушением прав на благоприятные, комфортные и безопасные условия проживания.
Таким образом, бездействие администрации Сивинского муниципального округа Пермского края в лице Управления развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа Пермского края по организации водоснабжения на улицах <данные изъяты> следует признать незаконным. Следует установить срок для организации водоснабжения на улицах <данные изъяты>.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска прокурора Сивинского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 272-273 Кодекса административного судопроизводства РФ,
суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Сивинского района Пермского края в защиту неопределенного круга лиц к администрации Сивинского муниципального округа, управлению развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа Пермского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Сивинского муниципального округа Пермского края в лице Управления развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа Пермского края, по организации водоснабжения на улицах <данные изъяты>.
Возложить обязанность на администрацию Сивинского муниципального округа Пермского края в лице Управления развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать водоснабжение на улицах <данные изъяты>.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива).
Судья Ю.А. Веселкова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.