Дело (УИД) №57RS0014-01-2023-000852-47
производство № 2а-1-868/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2023 года город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Квасовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аминевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области к Епищеву А.А. о взыскании пени по транспортному налогу,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области обратилось с административным иском к Епищеву А.А. о взыскании транспортного налога и пени за несвоевременную уплату налога в общем размере 4466 рублей 17 копеек.
В обоснование заявленных требований указывают на то, что Епищеву А.А. на праве собственности принадлежали транспортные средства марки «ОПЕЛЬ» государственный регистрационный знак № мощностью 75 л.с., «ВАЗ 21053» государственный регистрационный знак № мощностью 53 л.с; «ВАЗ 21053» государственный регистрационный знак № мощностью 53 л.с; «ВАЗ 21053» государственный регистрационный знак № мощностью 53 л.с; «ВАЗ 21053» государственный регистрационный знак № мощностью 75 л.с.
Поскольку данное имущество является объектом налогообложения, его собственник обязан уплачивать налоги.
Налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2016 год в размере 4635 рублей 00 копеек.
19 июля 2017 года в личном кабинете налогоплательщика, в котором Епищев А.А. зарегистрирован с 27 октября 2016 года, было размещено налоговое уведомление №619918 от 02 июля 2017 года. Налогоплательщик в установленный срок транспортный налог не уплатил, в связи с чем на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом начислены пени.
28 декабря 2017 года в личном кабинете налогоплательщика размещено требование №3313 по состоянию на 27 декабря 2017 года об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 4635 рублей 00 копеек и пени за несвоевременную уплату указанной суммы налога за период с 02 декабря 2017 года по 27 декабря 2017 года в размере 31 рубля 17 копеек по сроку уплаты до 07 февраля 2018 года. Данное требование Епищевым А.А. не исполнено.
МРИ ФНС России №4 по Орловской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Епищева А.А. вышеуказанного налога и пени.
Определением мирового судьи судебного участка №2 г. Мценска и Мценского района Орловской области 14 апреля 2023 года судебный приказ № о взыскании с Епищева А.А. транспортного налога и пени от 15 января 2019 года отменен на основании поступивших возражений должника.
Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области просит суд взыскать с Епищева А.А. транспортный налог за 2016 год и пени, всего в размере 4466 рублей 17 копеек.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области не явился, ходатайств об отложении слушания дела не поступило.
В судебное заседание административный ответчик не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании административный ответчик Епищев А.А. административные исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении, указывав на то, что с 2013 года по 2020 год он отбывал наказание в исправительном учреждении.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (нормы приведены на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса.
Как следует из материалов дела, Епищев А.А. в 2016 году являлся собственником транспортных средств, перечисленных в налоговом уведомлении.
Согласно налоговому уведомлению №619918 от 02 июля 2017 года, направленному через личный кабинет налогоплательщика, Епищеву А.А. начислен транспортный налог за 2016 год в сумме 4635 рублей. Оплата налога должна была быть произведена до 01 декабря 2017 года. В установленный срок налог Епищевым А.А. уплачен не был.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога за 2016 год Епищеву А.А. в личном кабинете налогоплательщика 28 декабря 2017 года размещено требование №3313 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 4635 рублей и пени в размере 31 рубля 17 копеек в срок до 07 февраля 2018 года.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка №2 г. Мценска и Мценского района Орловской области 15 января 2019 года был выдан судебный приказ № о взыскании с Епищева А.А. задолженности по транспортному налогу за 2016 год и пени в указанном выше размере.
Определением исполняющего обязанности мирового судьи от 14 апреля 2023 года судебный приказ о взыскании с Епищева А.А. задолженности по налогу и пени был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 28 июня 2023 года в установленный законом срок.
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пункту 4 статьи 52, пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии со статьей 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Приказом ФНС России от 30 июня 2015 года № ММВ-7-17/260@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (Далее – Порядок), (действовавший до 28 декабря 2017 года в период спорных правоотношений), которым предусмотрена возможность отправки документов налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Кодексом, в том числе требований об уплате.
Согласно пункту 6 Порядка в личном кабинете налогоплательщика размещаются документы (информация), сведения, в том числе об объектах недвижимого имущества, о транспортных средствах, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, о подлежащих уплате физическим лицом суммах налога, пеней, штрафов, процентов, обязанность по исчислению которых возложена на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 8 указанного Порядка получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием: 1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком; 2) усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица; 3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Пунктами 9, 10 Порядка предусмотрено, что для получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием логина и пароля физическим лицом или его представителем представляется заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) и документ, удостоверяющий личность физического лица.
Для обеспечения получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления на получение доступа представляет физическому лицу Регистрационную карту по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный физическому лицу пароль.
При первом входе в личный кабинет налогоплательщика физическому лицу необходимо сменить первичный пароль либо подтвердить его дальнейшее использование (пункт 14 Порядка).
Согласно пункту 18 Порядка налогоплательщик вправе самостоятельно зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика в следующих случаях: 1) при наличии у налогоплательщика усиленной квалифицированной электронной подписи (универсальной электронной карты), а также технических средств и программного обеспечения, которые соответствуют условиям, указанным в разделе «Информация о подключении к сервису «Личный кабинет налогоплательщика» с использованием ЭП/УЭК» официального сайта Федеральной налоговой службы;
2) при наличии подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов: а) путем подписания введенной информации своей усиленной квалифицированной электронной подписью; б) с использованием кода активации в ЕСИА. Получение кода активации осуществляется физическим лицом самостоятельно без возможности представления его интересов третьим лицам в уполномоченных центрах регистрации после предъявления документа, удостоверяющего личность, и страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС) (подпункт «з» раздела VI Положения о ЕСИА).
В случаях, указанных в настоящем пункте, Регистрационная карта формируется автоматически.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Таким образом, обязанность доказывания факта надлежащего направления в адрес налогоплательщика налогового уведомления и требования с исчисленными к уплате суммами транспортного налога за спорный период, факт подачи Епищевым А.А. заявления о получении доступа к электронному ресурсу «Личный кабинет налогоплательщика», а также факт пользования названным ресурсом возлагается на административного истца.
Исходя из положений статей 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации процедура принудительного взыскания налога возможна только после выполнения требований статьи 69 Кодекса о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения настоящего административного дела, является установление направления налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налога путем размещения в личном кабинете налогоплательщика, при условии доступа налогоплательщика к личному кабинету.
Согласно сведениям, представленных Управлением ФНС России по Орловской области от 2 июля 2020 года № налогоплательщик Епищев А.А. является пользователем сервиса личного кабинета с 27 октября 2016 года. Доступ к сервису был получен с помощью логина и пароля, выданных Межрайонной ИФНС России № 4 по Орловской области. При удаленном просмотре истории действия пользователя 19 и 25 ноября 2016 года зафиксированы успешные входы Епищева А.А. в личный кабинет физического лица.
Вместе с этим административный ответчик ссылается на то, что не мог использовать личный кабинет, поскольку находясь в местах лишения свободы с 21 марта 2013 года по 20 января 2020 года, доступа к компьютеру не имел, заявление о получении доступа в «Личный кабинет налогоплательщика» подать не мог.
По информации, предоставленной ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области, Епищев А.А. осужден приговором Мценского районного суда Орловской области от 28 февраля 2011 года (вступил в законную силу 26 апреля 2011 года, с учетом кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Орловского областного суда) по <...>, с применением ч<...> к 6 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с 21 марта 2013 года оставлен в СИЗО -1 г. Орла для дальнейшего отбывания наказания.
В период отбывания наказания Епищев А.А. к дисциплинарной ответственности за использование им технических средств, с помощью которых можно осуществить вход в сеть «Интернет», не привлекался, доверенность, в том числе на право получения доступа к сервису «Личный кабинет налогоплательщика» не оформлялась, что также подтверждается сведениями нотариусов Мценского нотариального округа Орловской области.
Таким образом, из материалов дела не следует, что Епищев А.А. лично, либо через представителя, обращался в налоговый орган с заявлением о доступе к личному кабинету налогоплательщика, получил регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика, в которой указаны логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль, затем произвел смену первичного пароля в течение одного календарного месяца с даты регистрации и осуществлял вход в личный кабинет.
Сведения, предоставленные Управлением Федеральной налоговой службы по Орловской области, согласно которым 19 и 25 ноября 2016 года зафиксированы успешные входы Епищева А.А. в личный кабинет налогоплательщика, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.
В материалы дела представлены сведения электронного документооборота базы Федеральной налоговой службы, который является внутренним электронным ресурсом налогового органа, в связи с чем в силу действующего законодательства сам по себе, в отсутствие иных доказательств, не является бесспорным доказательством, однозначно и непротиворечиво подтверждающим соответствующие обстоятельства, в том числе - при отсутствии самого заявления налогоплательщика о получении доступа к электронному ресурсу «Личный кабинет налогоплательщика», о невозможности представления которого заявлено представителем Управления и при тех обстоятельствах, что Епищев А.А. находился в местах лишения свободы.
Поскольку доказательств направления ответчику налогового уведомления и требования в соответствии с требованиями налогового законодательства, в том числе и через личный кабинет налогоплательщика, налоговый орган не представил, порядок взыскания обязательных платежей не соблюден.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области о взыскании с Епищева А.А. транспортного налога в сумме 4635 рублей 00 копеек за 2016 год и пени по транспортному налогу в размере 31 рубля 17 копеек, а всего – 4466 рублей 17 копеек в силу нарушения налоговым органом порядка взыскания недоимки и пени по транспортному налогу, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области к Епищеву А.А. о взыскании транспортного налога и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда через Мценский районный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 02 ноября 2023 года.
Председательствующий О.В. Квасова