№ 2а-294(1)/2023
64RS0028-01-2023-000413-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2023 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Антонычевой Ю.Ю.
при секретаре Бохан Е.А.
с участием прокурора Коршуновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Пугачевского межрайонного прокурора
в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации запрещенной,
установил:
Пугачевский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд
с административным иском о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на Интернет-ресурсах с доменными именами:
<Адрес>
<Адрес>
<Адрес> запрещенной к распространению
на всей территории Российской Федерации. В обоснование заявления указал,
что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей демонстрацию нацистской атрибутики (символики), установлено, что на указанных страницах сайтов в сети Интернет размещена информация, нарушающая принципы противодействия экстремизму,
а именно на них публично демонстрируется нацистская атрибутика (символика). Указанные сайты содержат информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации к размещению, информация доступна неопределенному кругу лиц.
В судебном заседании помощник Пугачевского межрайонного прокурора Коршунова Е.А. исковые требования поддержала.
Лица, действия которых послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, владельцы сайтов,
а также хостинг-провайдеры не установлены.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о времени и месте судебного заседания извещено, представитель в суд
не явился. Руководитель просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело
в отсутствие лиц, действия которых послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, заинтересованного лица.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд пришел
к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
С административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление
о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации
об информации, информационных технологиях и о защите информации (ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ).
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований
к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке
и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации
в целях совершения уголовно-наказуемых деяний.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации
по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания
и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.
В Российской Федерации запрещается использование, в том числе публичное демонстрирование, нацистской атрибутики или символики либо атрибутики
или символики, сходных до степени смешения с нацистской атрибутикой
или символикой, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными
в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда
и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных
в Великой Отечественной войне жертвах.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ
«О противодействии экстремистской деятельности» использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение
к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды
или оправдания нацистской и экстремистской идеологии, относится к экстремистской деятельности (экстремизму).
В соответствии со ст. 12, 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ
«О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Статьей 282.4 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики,
либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, если эти деяния совершены лицом, подвергнутым административному наказанию за любое
из административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.3 КоАП РФ.
Статьей 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность
за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики
или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда
либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Реестр).
В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет"
и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - единый реестр) отнесены к компетенции Федеральной службы
по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В силу требований п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения в Реестр, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из материалов дела следует, что Пугачевской межрайонной прокуратурой 21.03.2023 осуществлен мониторинг сети «Интернет», в результате которого произведен осмотр НТМL-страниц с доменными именами <Адрес>
Установлено, что на страницах сайтов в сети Интернет <Адрес>, публично демонстрируется нацистская атрибутика (символика). Входы на сайты свободны, не требуют предварительной регистрации и пароля, ознакомится с содержанием указанных страниц и скопировать информацию может любой Интернет-пользователь, информация распространяется бесплатно, срок ее пользования не ограничен, что подтверждается актом проверки, скриншотами страниц сайтов (л.д. 8, 19-21).
Таким образом, ознакомиться с содержанием сайтов <Адрес> может любой пользователь, что оказывает негативное влияние на правосознание граждан, воспитывает противоправное поведение и способствует совершению правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 КоАП РФ, и преступлений, предусмотренных ст. 282.4 УК РФ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что вышеприведенная информация в силу прямого указания закона запрещена для распространения
в Российской Федерации.
Данные сайты отсутствуют в перечне наименований зарегистрированных
СМИ и в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации, определен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно подп. «б» п. 5 Постановления Правительства РФ
от 26.10.2012 № 1101 одним из оснований для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда
о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.
В соответствии с п. 10 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту
в сети "Интернет", за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ "О связи".
На основании изложенного суд приходит к выводу, что публичная демонстрация нацистской атрибутики (символики), содержащаяся в сети «Интернет» на сайтах с доменными именами <Адрес> нарушает принципы противодействия экстремизму и подлежит признанию запрещенной.
Руководствуясь ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Пугачевского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет», указатели страниц сайтов: <Адрес> запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 04.05.2023.
Судья