Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-555/2024 ~ М-145/2024 от 05.03.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург Дело № 66OS0000-01-2024-000190-69

29 мая 2024 года Производство № 3а-555/2024

Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаа Ч.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дудневой Натальи Алексеевны
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости,

заинтересованные лица: публично-правовая компания «Роскадастр», Муртазин Евгений Леонидович,

У С Т А Н О В И Л :

5 марта 2024 года в Свердловский областной суд (далее также – суд) поступил административный иск Дудневой Н.А., в котором с учетом принятого протокольным определением суда от 29 мая 2024 года уточнения предъявлены требования о пересмотре утвержденной по состоянию
на 1 января 2023 года кадастровой стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, имеющего кадастровый <№> (далее также – здание).

В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что оспариваемая кадастровая стоимость здания превышает его рыночную стоимость, что приводит к экономически необоснованному увеличению налоговых обязательств Дудневой Н.А.

В судебное заседание, назначенное на 29 мая 2024 года для проведения судебного разбирательства по делу, лица, участвующие в деле, не явились. При этом от представителя административного истца и заинтересованного лица Муртазина Е.Л. поступили письменные ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие.

Извещение участвующих в деле лиц, о времени и месте судебного заседания было признано судом надлежащим, в связи с чем разбирательство дела было проведено в отсутствие представителей сторон и заинтересованных лиц на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).

Исследовав и оценив в совокупности материалы административного дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Дудневой Н.А.

Особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентированы главой 25 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии, с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений, если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) признает плательщиками налога на имущество физических лиц физических лиц, обладающих правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401
НК РФ, тогда как подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ здания отнесены к названным объектам.

Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

В пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон
№ 237-ФЗ) установлено понятие, согласно которому кадастровой стоимостью объекта недвижимости является полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Законом № 237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Закона № 237-ФЗ).

Во исполнение части 3 статьи 24 Закона № 237-ФЗ Правительством Свердловской области было издано постановление от 30 ноября 2017 года
№ 884-ПП, которым датой перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Законом № 237-ФЗ установлено 1 января 2018 года.

Поскольку Правительством Свердловской области не было принято решение о переходе к применению положений статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ ранее 1 января 2026 года, постольку согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, полученных в соответствии с Законом № 237-ФЗ, осуществляется в соответствии со
статьей 22 Закона № 237-ФЗ, в силу которой названные результаты могут быть оспорены в комиссии, созданной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (части 1, 2, 3, 7 статьи 22 Закона № 237-ФЗ).

В силу части первой статьи 12 Федерального закона
от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В абзаце первом пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление № 28) разъяснено то, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 22 августа 2023 года № 4800 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области: зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест» (далее – Приказ № 4800) по состоянию на 1 января 2023 года была утверждена кадастровая стоимость здания в размере 56986 550 руб. 40 коп.

Утвержденная Приказом № 4800 кадастровая стоимость здания была внесена в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН)
28 октября 2023 года, тогда как датой начала ее применения является
1 января 2024 года (лист 9 материалов дела).

Наличие у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости здания, утвержденной по состоянию на 1 января 2023 года, признано судом доказанным, поскольку Дуднева Н.А. наряду с
Муртазиным Е.Л. с 7 июля 2020 года являются участниками долевой собственности (1/2доли в праве) здания (лист 12 материалов дела).

Поскольку утвержденная Приказом № 4800 по состоянию
на 1 января 2023 года кадастровая стоимость здания определялась в порядке, предусмотренном Законом № 237-ФЗ, ее оспаривание осуществляется по правилам статьи 22 названного закона.

Обращаясь в суд с административными исковыми требованиями
о пересмотре утвержденной по состоянию на 1 января 2023 года кадастровой стоимости здания, административный истец ссылался на то, что оспариваемая кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную на ту же дату отчетом частнопрактикующего оценщика Л. от 19 февраля 2024 года
№ 003-2024-Л (далее также – отчет) в размере 19019000 руб.

В досудебном порядке Дуднева Н.А. с основанным на отчете заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области не обращалась.

В связи с представлением в ходе рассмотрения дела Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области возражений, сводящихся к невозможности принятия отчета в качестве достоверного доказательства заявленных требований как несоответствующего требованиям федеральных стандартов оценки (подпунктов «б», «в» пункта 11 ФСО № 7), определением суда
от 1 апреля 2024 года была назначена судебная экспертиза, порученная эксперту К., перед которой был поставлен вопрос о том, соответствует ли отчет требованиям законодательства об оценочной деятельности, а на случай установления несоответствия отчета указанным требованиям – дополнительный вопрос о том, какова рыночная стоимость здания по состоянию на 1 января 2023 года.

Во исполнение определения суда от 1 апреля 2024 года экспертом К. было представлено заключение от 16 мая 2024 года
№ 05.2024-555 (далее – заключение), в котором сделан вывод о том, что отчет не соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и иным стандартам профессиональной практики, использованным при подготовке отчета, а также о том, что по состоянию на 1 января 2023 года рыночная стоимость здания составляет 21773 000 руб.

Оценив отчет, суд не принял его в качестве достаточного и достоверного доказательства заявленных требований, в том числе с учетом изложенного в заключении эксперта мотивированного вывода о несоответствии отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности в связи с допущенными нарушениями, при которых итоговый результат о величине рыночной стоимости здания является недостоверным
(в отчете отсутствует информация о специальных допущениях и иных существенных допущениях, об ограничениях оценки, об ограничениях и пределах применения полученной итоговой стоимости; оценщиком допущены математические ошибки). Оснований не согласиться с выводом эксперта о наличии указанных недостатков отчета судом установлено
не было.

Оценив заключение, суд установил то, что изложенное в нем итоговое суждение о рыночной стоимости здания не является произвольным: эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; заключение базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом затратного подхода является мотивированным и корректным.

Подготовивший заключение эксперт К. имеет квалификацию и опыт работы, достаточные для проверки отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и для определения рыночной стоимости здания на дату оспариваемых результатов государственной кадастровой оценки (листы 75-77 материалов дела).

В связи с этим и согласно положениями статей 59, 60, 61, 82 и
84 КАС РФ суд признал заключение относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку оно было подготовлено с учетом требований, предъявляемых к заключению эксперта, притом что эксперт дал подписку о его предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Достаточных доказательств, опровергающих изложенный в заключении вывод о рыночной стоимости здания по состоянию на дату утверждения оспариваемых результатов кадастровой оценки, в материалы дела представлено не было, в связи с чем ставить заключение под сомнение оснований не имеется.

Поскольку административным истцом были доказаны влияние оспариваемой кадастровой стоимости на размер его обязательств как налогоплательщика, а также несоответствие указанного вида стоимости здания его рыночной стоимости, суд признал административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению путем установления оспариваемой кадастровой стоимости здания в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2023 года заключением.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 249 КАС РФ и пункта 25 Постановления № 28 в резолютивной части настоящего решения подлежит указанию величина вновь установленной судом кадастровой стоимости здания, а также дата подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости здания, которой в данном случае является дата подачи в суд административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Дудневой Натальи Алексеевны об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить по состоянию на 1 января 2023 года кадастровую стоимость здания, имеющего кадастровый <№>, равной его рыночной стоимости, составляющей 21773 000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта капитального строительства считать 5 марта 2024 года.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня составления его мотивированного текста через Свердловский областной суд.

Мотивированный текст решения составлен 31 мая 2024 года

Судья М.С. Рудаков

3а-555/2024 ~ М-145/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дуднева Наталья Алексеевна
Ответчики
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Управление Росреестра по Свердловской области
Другие
Пилькевич Анна Владимировна
Филиал ППК "РОСКАДАСТР" по УФО
Романова Ирина Владимировна
Бадертдинова Снежана Азатовна
Скалкин Алексей Анатольевич
Аписарова Ольга Сергеевна
Остапова Мария Ильинична
Аверьянов Евгений Владимирович
Нуритдинов Артур Тимурович
Дружинина Ольга михайловна
Муртазин Евгений Леонидович
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Рудаков Максим Сергеевич
Дело на сайте суда
oblsud--svd.sudrf.ru
05.03.2024Регистрация административного искового заявления
06.03.2024Передача материалов судье
11.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
11.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2024Судебное заседание
21.05.2024Производство по делу возобновлено
29.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2024Дело оформлено
05.07.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
09.07.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.08.2024Судебное заседание
12.08.2024Судебное заседание
30.08.2024Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее