Дело №2а-276/2022
УИД 55RS0025-01-2022-000347-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Одесское 30 июня 2022 года
Одесский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Николаевой Т.М., при секретаре судебного заседания Гавриленко Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования к Администрации Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о возложении обязанности привести в соответствии с требованиями законодательства оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения,
УСТАНОВИЛ:
В суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, муниципального образования к Администрации Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о возложении обязанности привести в соответствии с требованиями законодательства оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения обратился прокурор Одесского района Омской области, указав, что прокуратурой Одесского района проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в деятельности Администрации Благодаровского сельского поселения, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Омской области от 24.09.2015 № 1789-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктами 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» планирование дорожной деятельности осуществляется органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Из ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288 утвержден порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, который устанавливает состав и периодичность работ по определению владельцами автомобильных дорог соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов.
Согласно п.3. Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
В соответствии с п.4. Порядка при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляется, в том числе первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования.
Согласно п.5. Порядка в процессе обследования автомобильных дорог определяются:
1) постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги (далее - технический уровень автомобильной дороги):
ширина проезжей части и земляного полотна;
габарит приближения;
длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов;
протяженность подъемов и спусков;
продольный и поперечный уклоны;
высота насыпи и глубина выемки;
габариты искусственных дорожных сооружений;
состояние элементов водоотвода;
состояние элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
2) переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (далее - эксплуатационное состояние автомобильной дороги):
продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия;
сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин;
прочность дорожной одежды;
грузоподъемность искусственных дорожных сооружений;
объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта (далее - параметры движения транспортного потока):
средняя скорость движения транспортного потока;
безопасность движения транспортного потока;
пропускная способность, уровень загрузки автомобильной дороги движением;
среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока;
способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами.
По результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги: устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам (п. 6 Порядка).
В ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения оценка технического состояния автомобильной дороги по адресу <адрес> от <адрес> до <адрес>, являющейся дорогой общего пользования местного значения, не проводилась.
По факту выявленного нарушения прокуратурой района в адрес главы сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, при рассмотрении которого меры к устранению выявленных нарушений не приняты.
Просит обязать администрацию Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района провести в соответствии с требованиями законодательства оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения по адресу: <адрес> от <адрес> до <адрес>, расположенной в границах Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора Арсений Ю.А. исковые требования уточнила, просила обязать администрацию Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района провести в соответствии с требованиями законодательства оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения по адресу: <адрес> от <адрес> до <адрес>, расположенной в границах Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу. Дополнительно пояснила, что выявленные нарушения до настоящего времени административным ответчиком не устранены.
Представитель административного ответчика Администрации Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав в судебном заседании помощника прокурора и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Омской области от 24.09.2015 № 1789-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч.10 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктами 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» планирование дорожной деятельности осуществляется органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Из ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Приказом Минтранса России от 07.08.2020 №288 утвержден порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (далее по тексту – Порядок), который устанавливает состав и периодичность работ по определению владельцами автомобильных дорог соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов.
Согласно п.3. Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
В соответствии с п.4. Порядка при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляется, в том числе первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования.
Согласно п.5. Порядка в процессе обследования автомобильных дорог определяются:
1) постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги (далее - технический уровень автомобильной дороги):
ширина проезжей части и земляного полотна;
габарит приближения;
длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов;
протяженность подъемов и спусков;
продольный и поперечный уклоны;
высота насыпи и глубина выемки;
габариты искусственных дорожных сооружений;
состояние элементов водоотвода;
состояние элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
2) переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (далее - эксплуатационное состояние автомобильной дороги):
продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия;
сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин;
прочность дорожной одежды;
грузоподъемность искусственных дорожных сооружений;
объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта (далее - параметры движения транспортного потока):
средняя скорость движения транспортного потока;
безопасность движения транспортного потока;
пропускная способность, уровень загрузки автомобильной дороги движением;
среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока;
способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами.
По результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги: устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам (п. 6 Порядка).
Судом установлено, что прокурором Одесского района Омской области проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в деятельности Администрации Благодаровского сельского поселения.
Проверкой установлено, что администрацией сельского поселения оценка технического состояния автомобильной дороги по адресу по адресу: <адрес> от <адрес> до <адрес> муниципального района, являющейся дорогой общего пользования местного значения, не проводилась.
По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Благодаровского сельского поселения <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений закона (л.д. 8-15).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога, проходящая по адресу: <адрес>, <адрес> от <адрес> до <адрес> зарегистрирована на праве собственности за Благодаровским сельским поселением Одесского муниципального района Омской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ запись регистрации №.
Согласно п. 14 главы II Устава Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района <адрес> к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (л.д. 19-22).
Из материалов дела следует, что действенных мер по устранению нарушений законодательства администрацией сельского поселения не предпринято.
Согласно ответу Главы администрации Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № оценка технического состояния автомобильных дорог не проводилась ввиду отсутствия финансирования.
В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
До настоящего времени ответчиком не устранены допущенные нарушения, оценка технического состояния автомобильной дороги общего пользования не проведена. Доказательств обратного, административным ответчиком не представлено.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращение прокурора района в суд с настоящим административным исковым заявлением обусловлено тем, что невыполнение ответчиками возложенных на них обязанностей по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог приводит к несвоевременному выявлению фактов несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов, и соответственно, к несвоевременному проведению работ по их ремонту и капитальному ремонту, что в свою очередь повышает риск дорожно-транспортных происшествий на территории поселения с участием заранее не определенного круга лиц.
Кроме того, непроведение инструментального обследования, являющегося составной частью диагностики автомобильных дорог, может привести к ошибкам при составлении локально-сметных расчетов на проведение работ по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог, и соответственно, к неправильному определению объемов и стоимости данных работ, что в дальнейшем может стать причиной затягивания сроков работ, а также их некачественного выполнения.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым административные исковые требования удовлетворить.
Согласно ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд считает необходимым с учётом требований разумности и затратности процедуры выполнения работ по оценке технического состояния автомобильной дороги установить административному ответчику срок для исполнения возложенных обязанностей в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, административный ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Одесского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования к Администрации Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о возложении обязанности провести в соответствии с требованиями законодательства оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения, удовлетворить.
Обязать Администрацию Благодаровского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области провести в соответствии с требованиями законодательства оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения по адресу: <адрес>, <адрес> от <адрес> до <адрес> в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.М. Николаева
Мотивированное решение судом изготовлено 07.07.2022 года