Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-574/2023 ~ М-1-347/2023 от 28.03.2023

Дело (УИД) № 57RS0014-01-2023-000450-89

производство № 2а-1-574/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2023 года г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Волковой Н.А.,

с участием старшего помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области Лазенковой Е.С.,

представителя административного ответчика администрации города Мценска по доверенности Золотухиной Н.Л., она же представитель по доверенности административного ответчика финансового управления администрации города Мценска,

представителя административного ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 9» - директора Поляковой В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Волобуевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации города Мценска, финансовому управлению администрации города Мценска, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 9» о возложении обязанности по финансированию и проведению комплексной оценки технического состояния и получению заключения о состоянии объекта гражданской обороны,

установил:

заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с административным иском к администрации города Мценска Орловской области и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №9» (далее МБОУ г.Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 9») о возложении обязанности по финансированию и проведению комплексной оценки технического состояния и получению заключения о состоянии объекта гражданской обороны.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству прокурора протокольным определением суда от 26 апреля 2023 года в качестве административного ответчика привлечено финансовое управление администрации города Мценска.

В обоснование заявленных требований указал, что Мценской межрайонной прокуратурой Орловской области была проведена проверка соблюдения законодательства при распоряжениями объектами (сооружениями) гражданской обороны (далее ЗС ГО) их использовании и обеспечении готовности к чрезвычайным ситуациям, а также требований пожарной безопасности.

В ходе проверки было установлено, что в помещении МБОУ г. Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 9» по адресу: <адрес> находится ЗС ГО (инвентарный ).

В соответствии с пунктом 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, организацией, на балансе которых находятся ЗС ГО, обеспечивают их сохранность, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной, а не поэтапной готовности к использованию.

В нарушении пунктов 4.1.3-4.1.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МЧС РФ № 583 от 15 декабря 2002 года, комплексная оценка эксплуатирующей организацией ЗС ГО не произведена, техническое заключение о его состоянии не получено.

Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении требований федерального законодательства, что может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы.

Уточнив административные исковые требования, заместитель межрайонного прокурора просит суд обязать администрацию города Мценска Орловской области, финансовое управление администрации города Мценска в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ г. Мценска «Средняя общеобразовательная школа №9» мероприятий по проведению комплексной оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны (противорадиционного укрытия) (<...>), расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить на МБОУ г. Мценска «Средняя общеобразовательная школа №9» обязанность в течение шести месяцев с момента выделения денежных средств провести комплексную оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны (противорадиционного укрытия) (<...>), расположенного по адресу: <адрес>, и получить заключение с определением качественного состояния проверяемого оборудования указанного защитного сооружения гражданской обороны.

В судебном заседании старший помощник Мценского межрайонного прокурора Орловской области Лазенкова Е.С. поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика администрации города Мценска по доверенности Золотухина Н.Л., она же представитель административного ответчика финансового управления администрации города Мценска; представитель ответчика МБОУ г. Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 9» - директор Полякова В.В., административный иск не признали. Ссылались на то, что действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности. ЗС ГО , расположенное по адресу: <адрес>, учтено в реестре федерального имущества. В связи с этим ответчики не обязаны проводить за свой счет комплексную оценку технического состояния ЗС ГО. Данная обязанность должна быть возложена на собственника имущества.

Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Относительно заявленных требований представили письменный отзыв, согласно которому обязанность по выполнению мероприятий, изложенных в заявленных требованиях лежит на администрации города Мценска, МБОУ г.Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 9».

Представитель заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном суду заявлении относительно заявленных прокурором требований, указали об их обоснованности.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в частности, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В силу пункта 3 статьи 18 данного Федерального закона обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Пунктом 2 «Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», утвержденного Приказом МЧС России от 21 июля 2005 года № 575, предусмотрено, что содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В соответствии с «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденными Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (пункт 1.2).

При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (пункт 3.2.1.).

Оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации (пункт 4.1.1).

Комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния.

При этом проверяется: герметичность убежища; работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств; возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом (приложение № 12); эксплуатация в режиме ЗС ГО в течение 6 часов с оценкой технического состояния работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции; наличие проектной документации.

Для проведения комплексных оценок ЗС ГО рекомендуется привлекать организации, имеющие лицензии на данный вид деятельности, которые обязаны выдавать заключения с определением качественного состояния проверяемого оборудования и выдачей рекомендаций по его дальнейшему использованию по предназначению (пункт 4.1.3).

Руководители ГО организаций, эксплуатирующих ЗС ГО, планируют и осуществляют оценку технического состояния ЗС ГО (пункт 4.1.4).

Результаты оценки технического состояния ЗС ГО оформляются актом, форма которого приведена в приложении № 13. При обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов, форма которой приведена в приложении № 14. Кроме того, недостатки, выявленные в ходе оценки технического состояния ЗС ГО, предложения по их устранению отражаются в журнале оценки технического состояния ЗС ГО (приложение № 7) (пункт 4.1.6).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что комиссией в составе представителей Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Орловской области и организации, эксплуатирующей защитное сооружение, утвержден паспорт ЗС ГО в отношении защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационного укрытия) (инвентарный номер ЗС ГО – , номер в реестре федеральной собственности – <...>), расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <...>., год ввода в эксплуатацию – Дата

Данное ЗС ГО находится в подвальном помещении нежилого здания школы с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Как следует из паспорта ЗС ГО – ЗС ГО – (<...>), организацией, эксплуатирующей указанное защитное сооружение, является МБОУ г. Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 9». Защитное сооружение предназначено и используется для целей ГО и ЧС образовательного учреждения.

Мценской межрайонной прокуратурой на основании поручения Прокуратуры Орловской области была проведена проверка ЗС ГО , расположенное по адресу: <адрес>, в ходе которой установлены нарушения норм пунктов 5.1, 5.2, 3.2.7, 4.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, и пунктов 2, 3, 6, 9 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21 июля 2005 года № 575.

В нарушение пункта 4.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России № 583, комплексная оценка технического состояния ЗС ГО в установленные законодательством сроки не проведена, журналы не ведутся, акты отсутствуют.

При таких обстоятельствах, на основании приведенных выше норм права, административные исковые требования прокурора о возложении на МБОУ г.Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 9» как организацию, эксплуатирующую ЗС ГО, обязанности провести комплексную оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны и получить результаты оценки его технического состояния, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно Уставу МБОУ г. Мценска «Средняя общеобразовательная школа №9» его учредителем и собственником имущества является муниципальное образование - город Мценск. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования города Мценск исполняет администрация города Мценска (пункты 1.6, 1.7, 1.8 Устава). Имущество Учреждения является муниципальной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления (пункт 5.1).

Учреждение в отношении имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия Собственника (пункт 5.3).

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 09 марта 2016 года, право собственности на нежилое здание школы с кадастровым номером , в котором находится помещение ЗС ГО, зарегистрировано за Муниципальным образованием города Мценск. Здание находится в оперативном управлении МБОУ г. Мценска «Средняя общеобразовательная школа №9».

Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 2 статьи 8, пунктом 3 статьи 18 Федерального закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» в обязанности органов местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований, входит поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений. Обеспечение данных мероприятий по гражданской обороне является расходным обязательством муниципального образования.

Пунктами 1, 3, 13, 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Устава муниципального образования города Мценска, утвержденного Постановлением Мценского городского Совета народных депутатов от 23 июня 2005 года № 71/796-ГС, администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 33 данного Устава администрация города обладает, в частности, следующими полномочиями: формирование, исполнение бюджета города и контроль за исполнением данного бюджета в пределах установленных полномочий, осуществление полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (пункт 40.3), создание в соответствии с федеральным законодательством, муниципальными правовыми актами городского Совета муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа (пункт 39).

Положением «О финансовом управлении администрации города Мценска», утвержденным решением Мценского городского Совета народных депутатов от 23 марта 2009 года № 214-МПА, предусмотрено, что финансовое управление администрации города Мценска (далее – финансовое управление) в соответствии с Уставом города Мценска является структурным подразделением администрации города Мценска, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории города Мценска (статья 1 пункт 1).

Финансовое управление является главным распорядителем средств бюджета города Мценска (статья 1 пункт 8).

Финансовое обеспечение МБОУ г. Мценска «Средняя школа № 9» в соответствии с бюджетным законодательством, Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должно осуществляться из бюджета муниципального образования.

При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора о возложении на администрацию города Мценска и финансовое управление администрации города Мценска обязанности обеспечить финансирование мероприятий по проведению комплексной оценки технического состояния спорного защитного сооружения гражданской обороны, также подлежат удовлетворению.

Доводы представителей административных ответчиков, а также изложенные в письменном отзыве на заявленные прокурором требования об отсутствии у них обязанности проводить за свой счет комплексную оценку технического состояния ЗС ГО, так как данные мероприятия должны проводиться собственником ЗС ГО за его счет, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности.

Между тем, в соответствии с изложенными положениями законодательства, в том числе учитывая положения пункта 4.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России № 583, комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, которой в рассматриваемом случае является МБОУ города Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 9».

Разрешая вопрос о заявленных прокурором сроках исполнения решения суда по устранению выявленных нарушений законодательства, суд считает заявленные сроки предельными в соответствии с характером соответствующих требований, достаточными и разумными для исполнения судебного акта каждым административным ответчиком.

Факт отсутствия в текущем году финансирования указанных мероприятий не может служить основанием для несоблюдения требований нормативных актов.

Руководствуясь статьями 175, 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) (<...>), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 9» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) (<...>), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2а-1-574/2023 ~ М-1-347/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области Меркулов Д. С.
Ответчики
финансовое управление администрации г. Мценска
Администрация г. Мценска
МБОУ г. Мценска "Средняя общеобразовательная школа №9"
Другие
МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях
ГУ МЧС России по Орловской области
Суд
Мценский районный суд Орловcкой области
Судья
Волкова Н.А.
Дело на сайте суда
mcensky--orl.sudrf.ru
28.03.2023Регистрация административного искового заявления
28.03.2023Передача материалов судье
29.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Подготовка дела (собеседование)
07.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее