Административное дело № 2а-840/23
УИД № 09RS0005-01-2023-000892-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Учкекен 01 ноября 2023 года
Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего судьи Джемакуловой И.И.,
при секретаре Байчора Б.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в здании суда административное дело по административному иску прокурора Малокарачаевского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет – странице запрещенной,
установил:
Прокурор Малокарачаевского района (далее прокурор) обратился с настоящим административным исковым заявлением в Малокарачаевский районный суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц и просит:
- признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице https://vk.com/club10640631 информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
- внести указанную интернет – страницу в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которых в Российской Федерации запрещено.
Административный иск обоснован теми обстоятельствами, что прокуратурой района в рамках надзорной деятельности посредством мониторинга сети «Интернет» проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. В результате мониторинга была выявлена страница https://vk.com/club10640631, на которой размещена негативная информация, содержащая пропаганду нацистской идеологии.
При подаче иска прокурор просил рассмотреть его в порядке упрощенного производства.
Иск был принят к производству суда и в последующем назначен к рассмотрению по существу.
До судебного заседания от заинтересованного лица территориального отдела по Карачаево-Черкесской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу поступило ходатайство с просьбой рассмотреть административный иск прокурора без участия представителя Управления.
Заинтересованное лицо – представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, своего мнения по существу рассматриваемого дела, не выразил.
Т.к. прокурор ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, представитель Управления в этой части возражений не высказывал, обязательной явка сторон судом не признавалась, соответственно участники процесса в настоящее судебное заседание не прибыли, на основании положений ч. 7 ст. 150 и ст. 291 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, проверив доводы и ссылки участников процесса, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Частью 1 ст. 39 КАС РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Судом установлено, что прокуратурой Малокарачаевского района в результате мониторинга размещенной на сайте в сети «Интернет» информации выявлен факт наличия интернет - страницы https://vk.com/club10640631 (скриншоты приобщены к иску), на которой размещена негативная информация, содержащая пропаганду нацистской идеологии.
Согласно акту обследования от 26.09.2023 интернет - страницы, прокуратурой района осуществлено исследование указанного интернет - ресурса, в ходе которого установлено размещение негативной информации содержащей пропаганду нацистской идеологии.
При этом как следует из проверочных материалов, доступ к интернет-странице https://vk.com/club10640631 не ограничен, не требует предварительной регистрации и пароля, записей об указанной интернет-странице в Едином реестре запрещенной информации не имеется.
Согласно п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «O противодействии экстремистской деятельности» установлено, что экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя в том числе пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных c нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Одним из современных инструментов разжигания этнической розни и совершения на ее основе преступлений, используемых экстремистами, является в частности, Интернет. B экстремистской среде становится все более популярным применение видеороликов и использование социальных сетей. Преступники часто выкладывают в сеть Интернет видеоролики нападений на людей другой национальности. Таким способом экстремистские организации стремятся дестабилизировать обстановку в стране. Такая деятельность разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни и должна пресекаться всеми методами и средствами.
Экстремизм на религиозной почве - разжигание ненависти в сфере межрелигиозных и межконфессиональный отношений. Может проявляться в различных формах, например, радикализация (в средствах осуществления своих целей) фундаментализма, либо как крайняя форма радикальных идеологий (часто - каких-то маргинальных религиозных групп).
Социальный экстремизм - преступления по мотивам социальной ненависти. Этнический экстремизм - на почве межэтнической розни. Экстремизм в сфере миграционных отношений - радикальные действия миграционных организаций и отдельных мигрантов в отношении местного населения и органов государственной и муниципальной власти или же местного населения в отношении мигрантов и другие формы экстремизма.
Реализация прав и свобод граждан России различной этнической принадлежности может осуществляться на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения народов, в том числе одной из таких форм должна стать национально-культурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.
Важная роль в становлении и развитии национально-культурной автономии отводится органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы жителей и способствовать более гибкому учету их национально-культурных запросов.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. B случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учётом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.
Вместе c тем ст. 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды, a также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии co ст. 20.3.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, a равно унижение человеческого достоинства.
Таким образом, указанными выше нормами права предусмотрен запрет на пропаганду нацистской идеологии.
Как следует из пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и o защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется c использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и o защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных действующим законодательством, a ее ограничение устанавливается в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
B соответствии c ч. 6 ст. 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и o защите информации», запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, a также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
B силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 124 - ФЗ) целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, a также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии c не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативного влияния на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное нравственное развитие.
Подобная информация оказывает негативное воздействие на психическое состояние несовершеннолетних, подрывает духовное и нравственное развитие детей, смещает моральные акценты, отторгает их от традиционных нравственных ценностей, что противоречит целям государственной политики в области физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, в том числе и их защите от этих факторов.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности, защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и в первую очередь подрывает основы конституционного строя, в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на защиту материнства и детства в установленном законом порядке.
В соответствии c частью 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Как следует из положений статьи 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, a также материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости.
Частью 1 статьи 15.1 Закона об информации предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Согласно части 2 статьи 15.1 данного закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда o признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
B соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к странице https://vk.com/club10640631, необходимо внесение данных страниц в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения, вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде, решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности и законности требований прокурора, как направленных на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в части признания информации, размещенной в сети «Интернет», как информации, распространение которой запрещено в Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
Административный иск прокурора Малокарачаевского района удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице https://vk.com/club10640631 информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, соответственно интернет-страницу – подлежащей внесению в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которых в Российской Федерации запрещено.
На основании ст. 293 КАС РФ копии решения направить в адрес прокурора и заинтересованных лиц в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Территориальный отдел по КЧР Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по СКФО, для внесения сведений в Единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которых в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики (369000 г. Черкесск, ул. Маджира Гаджаева, 4) через Малокарачаевский районный суд в срок, не превышающий 15 (пятнадцати) дней со дня получения лицами, участвующими в деле, его копии.