2а-648/2020
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2020 года г. Зеленогорск
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Моисеенкова О.Л.,
при секретаре Игнатьевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецовой О. В. к ФГКУ «Специальное управление № МЧС России», старшему инспектору отдела федерального государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» Логиновой Е. В., о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФГКУ «Специальное управление № МЧС России», старшему инспектору отдела федерального государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» Логиновой Е.В. с требованием признать незаконным и отменить предписание об устранении нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ в части п. 4, вынесенное старшим инспектором отдела Федерального государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России Логиновой Е.В.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки, проведенной отделом федерального государственного пожарного надзора ФКГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отношении МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Сказка» было вынесено предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В п. 4. данного предписания указано, что в МБДОУ д/с № «не предусмотрены ограждения с перилами при высоте лестниц более 45 см (лестницы в тамбурах основных выходов)», что является нарушением п. 33 Правил противопожарного режима в РФ и п. 6.28 СНиП 21-01-97*. В соответствии с ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» МБДОУ д/с № 18 обязано устранить данное нарушение. Срок устранения нарушения - 28.04.2021 года.
Полагает, что указанная обязанность на заявителя возложена незаконно, по следующим основаниям:
1. Согласно п. 33 Правил противопожарного режима в РФ «При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"», которая гласит: «В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1_1 и 1_2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение требования настоящего ФЗ применяются в части, соответствуют объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническое перевооружению».
МБДОУ д/с № введено в эксплуатацию в 1969 году. Капитальные ремонты и/или реконструкции не проводились.
2. П. 6.28. СНиП 21-01-97* гласит: «В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В места: перепадов высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждение с перилами...».
Лестницы, к которым п. 4 предписания ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» № от «16» октября 2019 года предъявлены такие требования, находятся между двух капитальных стен, которые являются ограждением этих лестниц. Перила устанавливаются к лестницам открытым, не имеющим ограждения с одной или с двух сторон, так как сами являются ограждением.
Таким образом, выполнение требования об установлении перил в капитальных стенах тамбуров, ограждающих лестницы, не представляется возможным. Это подтверждено письмом общества с ограниченной ответственностью «ПСК Вектор» исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Кузнецова О.В. поддержала доводы своего административного иска по основаниям, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика ФГКУ «Специального управления ФПС № МЧС России» в судебное заседание не явился.
Административный ответчик старший инспектор отдела федерального государственного пожарного надзора Логинова Е.В. возражала против заявленных административных исковых требований.
Так же Логиновой Е.В. представлены по делу письменные возражения, согласно которым основание для отмены пункта 4 предписания об устранении нарушений 160/1/1 от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, так как основное назначение ограждений с перилами предотвратить падение людей и обеспечить точку опоры для рук при эвакуации вдоль конструкции. При этом указанный объект защиты, является объектом с массовым пребыванием людей. При этом указанное учреждение посещают несовершеннолетние, пенсионеры и иные категории маломобильных групп населения.
Согласно положениям статьи 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», одним из прав граждан является защита их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
На основании статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с частью 2 статьи 1 и частью 4 статьи 4 Федерального закона " от 22.07.2008 N 123-ФЭ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты. Что в свою очередь, обеспечивается исполнением нормативных документов по пожарной безопасности, а именно национальных стандартов, сводов правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, применение указанного СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» после ввода здания в эксплуатацию не освобождает от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствии с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения требований пожарной безопасности обеспечивается безопасность жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара.
Вместе с тем ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно письму МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ система обеспечения пожарной безопасности включает в себя комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В случае отсутствия комплекса мероприятий, обеспечивающих защиту имущества и людей от пожара, существует прямая угроза возникновения пожара и угроза жизни и здоровью людей. Одним из мероприятий комплекса является содержание и устройство эвакуационных путей и выходов. Предложенное к устранению нарушение требований пожарной безопасности указанное в п. 4 предписания об устранении нарушений 160/1/1 от ДД.ММ.ГГГГ является конструктивным элементом эвакуационных путей.
Заслушав стороны по делу, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что требования Кузнецовой О.В. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад комбинированного вида № «Сказка» является некоммерческой организацией.
Во исполнение распоряжения заместителя главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ, статьи 6 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О пожарной безопасности» в период с 11 часов 20 минут ДД.ММ.ГГГГ до 12 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ и с 11 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ по 12 часов ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка старшим инспектором отдела Федерального государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управлением ФПС № МЧС России» Логиновой Е.В. МБДОУ д/с № совместно с его заведующей Кузнецовой О.В.
По результатам данной проверки было вынесено предписание № об устранении нарушений. В соответствии с данным предписанием МБДОУ д/с № в лице заведующей Кузнецовой О.В. необходимо устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе мероприятия по надзору, в том числе по пункту 4: не предусмотрены ограждения с перилами при высоте лестниц более 45 см (лестницы в тамбурах основных выходов), что является нарушением п. 33 Правил противопожарного режима в РФ, СНиП 21-01-97* п.6.16.
Срок исполнения предписания ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", федеральный государственный пожарный надзор осуществляют уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан.
В силу ч. 11 ст. 6 вышеназванного Федерального закона должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно подпункту «а» п. 5 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290, инспектора государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов.
Предписанием установлено нарушение п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации N 390 от 25 апреля 2012 года.
В соответствии с ним при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов).
Согласно п. 4 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Сказка» нарушило п. 6.16 СНиП 21-01-97*.
Как следует из информации, направленной ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» на имя заведующей Кузнецовой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ, в п. 4 предписания от ДД.ММ.ГГГГ допущена техническая ошибка при указании пункта нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого нарушены. Основанием п. 4 предписания следует считать п. 6.28 СНиП 21-01-97*.
Согласно п. 6.28 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.
При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами.
На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.
СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» приняты постановлением Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18-7. Ранее действовали СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85, в соответствии с п. 4.16 которого ширина путей эвакуации должна была быть не менее 1 метра. Какие СНиП действовали на момент постройки здания МБОУ д/с № при вынесении предписания не выяснялось.
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 "СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1838 (далее - СНиП 10-01-94), которые утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Аналогичное положение содержится в действующих нормах.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений перечисленных в этой норме) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97*, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Предусмотренные СНиП 21-0197* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.
Здание детского сада «Сказка» построено в 1969 году.
Сведений о том, что данное здание подвергалось реконструкции, капитальному ремонту или техническому перевооружению, не имеется.
При этом нарушения требований пожарной безопасности, невыполнение которых вменено учреждению, связано с конструктивным изменением здания.
Кроме того, согласно ответу ООО «ПСК Вектор» от ДД.ММ.ГГГГ на замечания инспектора отдела ФГПН ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» в предписании № не предусмотрены ограждения с перилами при высоте лестниц более 45 см. (лестницы в тамбурах основных выходов) сделано не объективно (субъективно), так как лестница находится между двух капитальных стен. Стены являются ограждением. Поручни на стенах могут быть установлены для детей на уровне 50 см от ступеней для удобства. В нормативных документах нет пункта для обязательного удобства поручней на ступенях лестничных клеток. Требование по ограждениям лестниц предъявляются к лестницам открытым (не огражденным стенами или к участкам лестниц не примыкающим к стенам. Ограждения лестниц выполняются согласно ГОСТ 25772-83.
Таким образом, имеются основания для вывода о том, что учреждение, в оперативном управлении которого находится здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97*, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, которые относятся к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания.
Доводы административного ответчика Логиновой О.В. о том, что она в предписании имела в виду устройство поручней, а не перил, поскольку поручни это составляющая часть перил, и с устройством поручней надзорный орган будет считать предписание выполненным, не могут быть приняты во внимание, поскольку предписание буквально требует обустройство перил, а не поручней.
Административный ответчик не представил доказательства, опровергающие выводы административного истца.
С учетом совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление МБДОУ д/с № «Сказка» подлежит удовлетворению в части признания п. 4 предписания от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
При этом признание незаконным предписания должностного лица является достаточным для разрешения данного административного спора, поскольку его неисполнение для лиц не влечет правовых последствий. При этом в компетенцию суда не входит разрешение вопроса об отмене решений, принятых в письменной форме должностными лицами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Кузнецовой О. В. удовлетворить частично.
Признать незаконным предписание старшего инспектора отдела федерального государственного пожарного надзора ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» Логиновой Е. В. № от ДД.ММ.ГГГГ в части пункта 4.
В части отмены пункта 4 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований отказать в связи с необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Л. Моисеенкова