Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5112/2023 ~ М-4191/2023 от 14.06.2023

Дело № 2а-5112/2023

УИД: 50RS0052-01-2023-005143-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 августа 2023 года                                        г.о. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Левченко М.Б.,

при помощнике Перфильевой З.И.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Щелковского РОСП УФССП России по Московской области ФИО5, ГУ ФССП России по Московской области о признании постановления незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Щелковского РОСП УФССП России по Московской области ФИО5, ГУ ФССП России по Московской области о признании постановления незаконным.

В обоснование требований указано, что 07.03.2023 судебным приставом-исполнителем ФИО5 было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении ФИО1 Предмет исполнения: определение порядка общения с несовершеннолетними детьми.

В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 000 рублей.

Между тем, о наличии возбужденного исполнительного производства ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ.

Просит:

Признать незаконным постановление заместителя старшего судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП УФССП России по <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с ФИО1 как с должника в рамках исполнительного производства -ИП. В случае пропуска его обжалования, восстановить срок.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям указанным в административном иске.

Представители административных ответчиков не явились, извещены.

Заинтересованное лицо ФИО2 возражал против удовлетворения административного иска.

Суд, выслушав доводы явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в силу следующего.

Порядок оспаривания постановлений главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) установлен Федеральным законом от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Из содержания ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц публичного органа могут быть признаны незаконными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают законные права и интересы граждан либо иных лиц.

В силу статьи 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), -обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия), нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из принципов исполнительного производства.

Частями 1 и 10 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 2.10.2007 г. N 229-ФЗ предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 2.10.2007 г. N 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Согласно положениям статьи 4 Закона N 229-ФЗ, статей 12 и 13 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" является основанием для окончания исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства (пункт 15).

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", содержащиеся в исполнительного документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Согласно ч. 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно ч. 12 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Постановлениями о возбуждении исполнительного производства должнику должен быть установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Должник должен быть предупрежден, что после истечения срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель применяет меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 3 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (части 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту также Закон об исполнительном производстве)).

В силу части 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина.

Согласно Методическим рекомендациям о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденным ФССП России 7 июня 2014 года, уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора (пункт 2.4.1).

Таким образом, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Так, судом установлено, что Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 04.07.2022 были частично удовлетворены исковые требования ФИО1 к ФИО2 об определении порядка общения отца с детьми.

Апелляционным определением Московского городского суда от 20.12.2022 решение Лефортовского районного суда г.Москвы от 04.07.2022 изменено в части. Изложен иной порядок общения ФИО2 с несовершеннолетними детьми.

27.02.2023 ФИО2 был выдан исполнительный лист № ФС на основании указанных судебных актов.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем старшего судебного пристава Щелковского РОСП УФССП России по Московской области ФИО5 было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении ФИО1 на основании исполнительного документа серии ФС выданного ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заместитель старшего судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП УФССП России по Московской области ФИО5 вынесла оспариваемое постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заместитель старшего судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП УФССП России по Московской области ФИО5 вынесла постановление об окончании исполнительного производства -ИП.

В силу ч.2 ст. 62 и ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения законности оспариваемых решений, действий, бездействий, лежит на административных ответчиках.

Между тем, в материалах исполнительного производства -ИП отсутствуют сведения о направлении ФИО1 копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

На основании ч.11 ст.30 Федерального Закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (п.17 ст.30 Закона № 229-ФЗ).

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении вышеуказанного срока.

Таким образом, исполнительский сбор взыскивается в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований.

Начало течения срока для добровольного исполнения связано с событием – получением должником постановления о возбуждении исполнительного производства (п.12 ст.30 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, а исполнительский сбор, в качестве штрафной санкции административного характера, должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.

         Между тем, судебным приставом-исполнителем, на котором в силу части 2 статьи 62 КАС РФ лежало бремя доказывания, не представлено относимых и допустимых доказательств получения административным истцом постановления о возбуждении исполнительного производства, в котором был указан срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, что исключает возможность применения к должнику санкции в виде взыскания исполнительского сбора.

Кроме этого, согласно статье 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 (части 1 и 2). Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по судебным актам по обеспечительным мерам (пункт 4 части 5).

С учетом обстоятельств административного дела, приведенных норм материального права, оснований для взыскания исполнительского сбора не имелось в силу пункта 4 части 5 статьи 112 названного Федерального закона - при возбуждении исполнительного производства по судебному акту по обеспечительным мерам.

На основании изложенного исполнительский сбор не подлежит взысканию с административного истца. Срок на обращение в суд с заявленными требованиями в силу вышеизложенного административным истцом не пропущен.

Таким образом, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228, 360 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконным постановление заместителя старшего судебного пристава-исполнителя Щелковского РОСП УФССП России по Московской области ФИО5 от 29.03.2023 о взыскании исполнительского сбора с ФИО1 как с должника в рамках исполнительного производства -ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                 М.Б. Левченко

Решение в окончательной форме изготовлено 29.08.2023

2а-5112/2023 ~ М-4191/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Киселева Екатерина Игоревна
Ответчики
ЩРОСП УФССП России СПИ Попова Татьяна Николаевна
ГУ ФССП России по МО
Другие
Киселев Илья Владимирович
Масленников Александр Сергеевич
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Левченко Мария Борисовна
Дело на сайте суда
shelkovo--mo.sudrf.ru
14.06.2023Регистрация административного искового заявления
14.06.2023Передача материалов судье
16.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2023Подготовка дела (собеседование)
13.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.07.2023Предварительное судебное заседание
08.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.10.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.11.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
07.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее