Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-691/2024 (2а-2657/2023;) ~ М-2063/2023 от 26.12.2023

Дело № 2а-691/2024

УИД 18RS0023-01-2023-003381-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 января 2024 года                                                                                          г. Сарапул

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Сафиуллиной С.В.,

при секретаре Горбуновой Е.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора г. Сарапула Кононовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Сарапула, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Санникову <данные изъяты> о прекращении действия права управления транспортными средствами,

установил:

Прокурор города Сарапула обратился в Сарапульский городской суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Санникову А.В., содержащим требования:

- прекратить действие права Санникова <данные изъяты> рождения, на управление транспортными средствами категории «А, В, С» до устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого прекращения, подтвержденного медицинским заключением;

- обязать Санникова А.В. в течение трёх рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение серия и номер в отдел ГИБДД МО МВД России «Сарапульский».

Заявленные требования обоснованы тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлен факт управления транспортными средствами лицом, имеющим медицинские противопоказания на данный вид деятельности. Санников А.В. имеет водительское удостоверение серия и номер , категории «А, В, С», выданное на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям диспансерного отделения г. Сарапула БУЗ УР «Республиканский наркологический диспансер МЗ УР» Санников А.В. состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом «Психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением алкоголя. Пагубное употребление. F10.1». Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что у Санникова А.В. имеется медицинское противопоказание для деятельности по управлению транспортными средствами. Таким образом, Санников А.В. в настоящее время не вправе управлять транспортным средством вплоть до получения им медицинского заключения о годности по состоянию здоровья к управлению транспортными средствами. Его деятельность по управлению транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения (л.д. 4-6).

В судебном заседании помощник прокурора Кононова А.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный ответчик Санников А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Заинтересованное лицо УГИБДД МВД России по Удмуртской Республике в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), дело рассмотрено при указанной явке.

Выслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»), статьей 1 которого предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (статья 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Согласно статье 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (статья 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Действие права на управление транспортными средствами приостанавливается на период временного ограничения на пользование этим правом, установленного в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Пункты 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусматривают, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно разделу II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604, противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ F10 - F16, F18, F19 (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением)).

Из содержания приказа Минздрава России от 30 декабря 2015 года № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» следует, что снятие с диспансерного учета (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.

Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами права, а потому такая деятельность подлежит прекращению посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.

При решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих заболеваниями, препятствующими управлению транспортными средствами, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.

Судом установлено, что административный ответчик Санников А.В. имеет действующее водительское удостоверение серия и номер , выданное на период с 17.07.2013 г. по 17.07.2023 г., согласно которому он имеет право управлять транспортными средствами категории «А, В, С» (л.д. 8).

Согласно сведениям, представленным БУЗ УР «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», Санников А.В. состоит на наблюдении у врача нарколога с 21.02.2023 г. с диагнозом «Пагубное употребление алкоголя. Ремиссия 10 месяцев, планируемая дата снятия февраль 2024 года» (л.д. 9).

Указанный диагноз в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604, является противопоказанием к управлению транспортным средством (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства подтверждено наличие у Санникова А.В. прямого медицинского противопоказания к управлению транспортными средствами.

Согласно ст. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 г. № 626 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353» сроки действия российских национальных водительских удостоверений, которые истекают (истекли) в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, продлены на 3 года.

Установленные судом обстоятельства, безусловно, свидетельствуют о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения», и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты из прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

В рамках настоящего дела о прекращении права управления транспортными средствами обстоятельством, имеющим правовое значение, является наличие у Санникова А.В. медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с управлением автотранспортными средствами, а именно, выявленное у последнего заболевание, что является препятствием к управлению транспортными средствами.

На момент рассмотрения настоящего дела, доказательств снятия Санникова А.В. с диспансерного учёта на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), как предусмотрено действующим законодательством, не имеется. Отсутствие заключения врачебно-консультативной комиссии медицинского учреждения о снятии административного ответчика с учёта свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.

Поскольку у административного ответчика имеется противопоказание к управлению транспортными средствами, что свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения», требования прокурора г. Сарапула подлежат удовлетворению.

Доказательств того, что ответчик не имеет противопоказаний к водительской деятельности, его состояние здоровья соответствует предъявляемым законом требованиям, суду не представлено.

При этом суд исходит из того, что у Санникова А.В. имеется заболевание, относящееся к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с управлением автотранспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности для окружающих, и состояние его здоровья препятствует безопасному управлению транспортными средствами.

Реальная опасность причинения вреда ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.

Согласно статье 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора города Сарапула, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Санникову <данные изъяты> о прекращении действия права управления транспортными средствами удовлетворить.

Прекратить действие права Санникова <данные изъяты> рождения, на управление транспортными средствами категории «А, В, С» до устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого прекращения, подтвержденного медицинским заключением.

Обязать Санникова <данные изъяты> в течение трёх рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение серия и номер в отдел ГИБДД МО МВД России «Сарапульский».

Взыскать с Санникова <данные изъяты> в доход муниципального образования «Город Сарапул» государственную пошлину в размере 300 рублей.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сарапульский городской суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено 26 января 2024 года.

Судья                                 С.В. Сафиуллина

2а-691/2024 (2а-2657/2023;) ~ М-2063/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Сарапула
Ответчики
Санников Алексей Викторович
Другие
Отдел ГИБДД МО МВД России "Сарапульский"
Суд
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики
Судья
Сафиуллина Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
sarapulskiygor--udm.sudrf.ru
26.12.2023Регистрация административного искового заявления
26.12.2023Передача материалов судье
27.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
27.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2024Дело оформлено
16.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее