Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-9053/2023 ~ М-6656/2023 от 31.08.2023

Дело № 2а-9053/2023

УИД: 52RS0005-01-2023-008126-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ в г.Нижний Новгород Нижегородский районный суд г.Нижний Новгорода в составе председательствующего судьи Кучеровой Ю.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Нижнего Новгорода к ГУФССП по Нижегородской области, Специализированному отделу по особым исполнительным производствам ГУФССП по Нижегородской области, СПИ СО по ОИП УФССП России по Нижегородской области Силкиной А. А., старшему судебному приставу СО по ОИП УФССП России по Нижегородской области об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству НОМЕР-ИП,

УСТАНОВИЛ:

администрация г.Н.Новгорода обратилась в суд с административным иском к Специализированному отделу по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Нижегородской области, ГУФССП России по Нижегородской области, об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству НОМЕР-ИП.

В обоснование иска администрация г.Нижнего Новгорода указала следующее.

Решением Ленинского районного суда города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по делу НОМЕР, вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию города Нижнего Новгорода возложена обязанность предоставить Захаровой Г.В., Захарову В.А. в общую совместную собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, в общей площадью не менее 39,7 кв. м, расположенное в черте г. Нижнего Новгорода.

ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства НОМЕР- ИП в отношении администрации города Нижнего Новгорода в пользу Захарова В.А.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Захаровой Г.В., Захарову В.Л. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Многоквартирный <адрес> включен в 3 этап государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР (далее Программа).

Расселение жителей жилых домов, включенных в 3 этап реализации Программы, с учетом решений районных судов города Нижнего Новгорода о возложении на администрацию города Нижнего Новгорода обязанности предоставить жителям благоустроенные жилые помещения в собственность и по договорам социального найма администрацией города Нижнего Новгорода планируется за счет средств и в сроки, предусмотренные Программой.

В рамках реализации мероприятий Программы администрацией города Нижнего Новгорода в единой информационной системе в сфере закупок проведен электронный аукцион НОМЕР на приобретение жилых помещений (квартир) путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в Сормовском районе города Нижнего Новгорода.

ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт НОМЕР на приобретение жилых помещений (квартир), в том числе для расселения Захаровой Г.В., Захарова В.Л., собственников жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Срок передачи квартир по акту приема- передачи до ДД.ММ.ГГГГ.

После принятия жилого помещения в муниципальную собственность оно будет предоставлено в собственность Захарову В.Л., Захаровой Г.В. во исполнение решения Ленинского районного суда города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ.

По этим основаниям административный истец просит освободить администрацию города Нижнего Новгорода от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству НОМЕР-ИП в отношении администрации города Нижнего Новгорода в пользу Захаровой Г.В.

К участию в деле в качестве соответчика привлечены: судебный пристав-исполнитель Специализированного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Нижегородской области Силкина А.А., старший судебный пристав специализированного отдела по особым исполнительным производствам ГУ ФССП России по Нижегородской области.

Принимая во внимание, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу статей 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии со статьями 2, 5 Закона N 229-ФЗ, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.

В силу ч. 1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).

В соответствии с Методическими рекомендациями по порядку взыскания исполнительского сбора (утвержденными. Федеральной службой судебных приставов от 23.12.2010 N 01-8) исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.

В силу требований Закона N 229-ФЗ для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в ч. 13 ст. 30 Закона;

- требования исполнительного документа должником не исполнены;

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупреждает должника о том, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор с указанием суммы сбора.

Таким образом, исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ по делу НОМЕР на администрацию города Нижнего Новгорода возложена обязанность предоставить ФИО1, ФИО2 в общую совместную собственность взамен жилого помещения – <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, равнозначное благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания общей площадью не менее 39,7 кв. м., расположенное в черте г. Нижнего Новгорода.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Силкиной А.А. возбуждено исполнительное производство НОМЕР-ИП в отношении администрации города Нижнего Новгорода в пользу Захарова В.А. Установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Силкиной А.А. с администрации города Нижнего Новгорода взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Согласно п. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу, судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Пункт 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.

В соответствии с п.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

По смыслу приведенных норм в совокупности с положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, уменьшение его размера должно быть связано с отсутствием или незначительной степенью его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

В силу частей 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации недопустимо.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации, включая нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», свидетельствует о том, то исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что администрация г. Нижнего Новгорода является должником по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Нижнего Новгорода по решению от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу НОМЕР, предмет исполнения: обязать администрацию города Нижнего Новгорода предоставить ФИО1, ФИО2 в общую совместную собственность взамен жилого помещения – <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, равнозначное благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания общей площадью не менее 39,7 кв. м., расположенное в черте г. Нижнего Новгорода.

Постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства НОМЕР-ИП, в том числе в части установления срока на добровольное исполнение требований, административным истцом не оспаривалось.

Установлено, что в указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа исполнены не были, в связи с чем было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Администрация г. Нижнего Новгорода указывает, что Захаровой Г.В., Захарову В.Л. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Многоквартирный <адрес> включен в 3 этап государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР.

Расселение жителей жилых домов, включенных в 3 этап реализации Программы, с учетом решений районных судов города Нижнего Новгорода о возложении на администрацию города Нижнего Новгорода обязанности предоставить жителям благоустроенные жилые помещения в собственность и по договорам социального найма администрацией города Нижнего Новгорода планируется за счет средств и в сроки, предусмотренные Программой.

В рамках реализации мероприятий Программы администрацией города Нижнего Новгорода в единой информационной системе в сфере закупок проведен электронный аукцион НОМЕР на приобретение жилых помещений (квартир) путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в Сормовском районе города Нижнего Новгорода.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт НОМЕР на приобретение жилых помещений (квартир), в том числе для расселения Захаровой Г.В., Захарова В.Л., собственников жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Срок передачи квартир по акту приема- передачи до ДД.ММ.ГГГГ.

В материалы административного дела представлен договор мены жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Захарову В.А., Захаровой Г.В. предоставлена в общую совместную собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 55,4 кв.м., для проживания последних в ней, что подтверждает реальное исполнение административным истцом требований решения Ленинского районного суда г.Нижний Новгород от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу НОМЕР.

При этом суд также учитывает социальную направленность должника.

Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат.

В силу изложенного, суд приходит к выводу о наличии объективных причин и отсутствие виновного противоправного бездействия должника – администрации г.Нижнего Новгорода в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что заявитель проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному производству НОМЕР-ИП.

Таким образом, исковые требования администрации города Нижнего Новгорода подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования администрации города Нижнего Новгорода удовлетворить.

Освободить администрацию города Нижнего Новгорода от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ НОМЕР-ИП по решению Ленинского районного суда г.Нижний Новгород от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу НОМЕР.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

В силу ст. 294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судья Ю.В.Кучерова

2а-9053/2023 ~ М-6656/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация гор.Нижнего Новгорода
Ответчики
ГУФССП по Нижегородской области
Специализированный отдел по особым исполнительным производствам ГУФССП по Нижегородской области
СПИ СО по ОИП УФССП России по Нижегородской области Силкина А.А.
старший судебный пристав СО по ОИП УФССП России по Нижегородской области
Суд
Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород
Судья
Кучерова Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
nizegorodsky--nnov.sudrf.ru
31.08.2023Регистрация административного искового заявления
31.08.2023Передача материалов судье
01.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
01.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2023Подготовка дела (собеседование)
02.10.2023Рассмотрение дела начато с начала
02.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2023Судебное заседание
02.11.2023Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
16.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее