Дело № 2а-318/2023
УИД 45RS0003-01-2023-000289-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Варгаши 25 мая 2023 года
Варгашинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Гончар О.В.,
при секретаре Бариновой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО «Варгашинская детская школа искусств» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Варгашинского района Курганской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к МБУ ДО «Варгашинская детская школа искусств» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. Свои требования мотивирует тем, что в рамках надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды проведена проверка исполнения требований законодательства в части обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), в ходе которой установлено, что административным ответчиком не оборудовано место (площадки) накопления ТКО с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Просит суд признать незаконным бездействие МБУ ДО «Варгашинская детская школа искусств» по неприятию мер к приведению площадки временного хранения ТКО, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать МБУ ДО «Варгашинская детская школа искусств» в срок до 01.10.2023 оборудовать место (площадку) накопления ТКО, расположенную по адресу: <адрес>, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В судебном заседании помощник прокурора Рябцева Е.С. заявленные требования поддержала, дав пояснения по доводам административного иска.
Представитель административного ответчика Дубровина Н.Д. в судебном заседании против административных требований прокурора не возражала, пояснив суду, что выявленные нарушения обусловлены отсутствием дополнительного финансирования. В прошлом году проводился ремонт школы, в смету были включены работы по организации благоустройства, в том числе по оборудованию места (площадки) накопления ТКО, однако, подрядчик указанные работы не выполнил. В марте 2023 года, после проверки прокуратуры, в адрес Главы Варгашинского района Курганской области направлялось письмо о выделении дополнительных денежных средств, до настоящего времени дополнительные лимиты не поступили. Указанный в административном иске срок устранения выявленных нарушений – до 01.10.2023, считает разумным.
Заслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды») и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно п. 1 ст. 22 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч. 1 ст. 51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон «Об отходах производства и потребления») предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким исключением является, в том числе, возложение обязанности на хозяйствующие субъекты (п. 2.10 СанПин 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44).
При этом под хозяйствующим субъектом законодательство понимает субъект, который в соответствии с осуществляемой им деятельностью, оказывает предоставление гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, образования, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд и т.д.
Таким образом, согласно вышеприведенным требованиям закона уборка мест погрузки ТКО – действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора, а создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО – обязанность хозяйствующих субъектов.
Положениями ст. 13.4 Закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (специальные площадки). Контейнерные площадки независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно п. 2.10 СанПин 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, контейнерная площадка для сбора ТКО должна быть с твердым покрытием. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.04.2019. № 11696-АО/06 «О новой системе по обращению с ТКО»).
Таким образом, вышеназванные положения закона и санитарно-эпидемиологические требования предусматривают возложение на хозяйствующие субъекты обязанности по соблюдению правил об охране окружающей среды, в том числе, в части обращения с ТКО.
Из материалов дела следует, что МБУ ДО «Варгашинская детская школа искусств» является юридическим лицом (ИНН 4505006731, ОГРН 1034533000171), основным видом деятельности которого является деятельность по предоставлению услуг дополнительного образования для детей и взрослых.
Прокуратурой Варгашинского района Курганской области проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в части обращения с ТКО, в ходе которой установлено, что административным ответчиком не оборудовано место (площадки) накопления ТКО с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
По данному факту прокуратурой 09.03.2023 в МБУ ДО «Варгашинская детская школа искусств» внесено представление об устранении нарушений закона № Прдр-20370004-74-23/-20370004.
Директором МБУ ДО «Варгашинская детская школа искусств» на представление дан ответ исх. № 8 от 16.03.2023, согласно которому представление рассмотрено с участием представителя прокуратуры. 15.03.2023 директором направлено письмо на имя Главы Варгашинского района Курганской области о выделении денежных средств на изготовление площадки по требованиям СанПин.
Доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений требований исполнения законодательства об охране окружающей среды в части обращения с ТКО, административным ответчиком суду не предоставлено.
В судебном заседании представитель административного ответчика факт бездействия не оспаривал.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что административный ответчик с марта 2023 года добровольно не устраняет выявленные прокуратурой нарушения по обращению с ТКО, что препятствует безопасной реализации системы обращения с отходами производства и потребления, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, создает опасность загрязнения земель, плодородного слоя почв, а также может повлечь негативные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц и животных, распространение общих для животных и человека заболеваний, суд находит административные исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области подлежащими удовлетворению.
Суд, разрешая вопрос об установлении срока для исполнения судебного решения, учитывает длительность бездействия, объем затрат и работ, необходимый для устранения выявленных нарушений, необходимость финансирования мероприятий по их устранению с учетом требований законодательства в области противодействия коррупции, а также те обстоятельства, что допущенные нарушения непосредственно влияют на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, и соглашается, что указанный прокурором срок по устранению нарушений – до 01.10.2023, является реальным и разумным сроком для устранения выявленных нарушений.
В силу положений ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к МБУ ДО «Варгашинская детская школа искусств» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБУ ДО «Варгашинская детская школа искусств» по неприятию мер к приведению площадки временного хранения твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Варгашинская детская школа искусств» (ИНН 4505006731, ОГРН 1034533000171) обязанность в срок до 1 октября 2023 года оборудовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенную по адресу: <адрес> твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
МБУ ДО «Варгашинская детская школа искусств» обязана сообщить об устранении выявленных нарушений в течение одного месяца со дня окончания работ в суд и административному истцу.
Решение суда может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2023 года.
Судья О.В. Гончар