дело № 2а-63/2022
56RS0043-01-2022-000914-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шарлык 19 января 2023 года
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе судьи Колдаева Р.Ю.,
при секретаре Сальниковой К.С.,
с участием помощника прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Лопушанского В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Илькульганский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в не принятии мер по постановке на кадастровый учет сооружения коммунального хозяйства и обязании выполнить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, с вышеуказанным иском к администрации МО Илькульганский сельсовет. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией МО Илькульганский сельсовет требований о водоснабжении и муниципальной собственности на территории муниципального образования, в ходе которой установлено, что на территории <адрес> находится сооружение коммунального хозяйства – водозаборная скважина, расположенная в пределах кадастрового квартала № глубина скважины 50 метров, год постройки - ДД.ММ.ГГГГ; водопровод протяженностью 4,5 км., дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ; водозаборная башня объемом 25 кубических метра, год ввода в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ. На территории <адрес> находится сооружение коммунального хозяйства – водозаборная скважина, расположенная в пределах кадастрового квартала № глубина скважины 50 метров, год постройки - ДД.ММ.ГГГГ; водопровод протяженностью 2,2 км., дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Данные сооружения обеспечивают водой население <адрес>, <адрес>, согласно информации администрации МО Илькульганский сельсовет данные объекты на кадастровый учет не поставлены, в муниципальную собственность не приняты, в реестр муниципальной собственности не включены. Документов, подтверждающих факт принадлежности данных объектов жилищно-коммунального хозяйства к администрации МО Илькульганский сельсовет Шарлыкского района, не имеется.
По выявленным нарушениям законодательства прокуратурой района 19.04.2022 в адрес главы муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района внесено представление, которое рассмотрено, однако, нарушения законодательства до настоящего времени не устранены. Прокурор указывает, что указанные объекты жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время собственника не имеют, относятся к бесхозяйному недвижимому имуществу. До признания указанной недвижимости муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по его содержанию. Вместе с тем, организация водоснабжения является прямой обязанностью органа местного самоуправления.
В связи с чем прокурор просил признать незаконным бездействие администрации МО Илькульганский сельсовет Шарлыкского района по непринятию мер по постановке на кадастровый учет сооружения коммунального хозяйства – водозаборной скважины, расположенной в пределах кадастрового квартала №; водопровода протяженностью 4,5 км.; водозаборной башни; водозаборной скважины, расположенной в пределах кадастрового квартала №; водопровода протяженностью 2,2 км. Обязать администрацию МО Илькульганский сельсовет Шарлыкского района в срок до 01 апреля 2023 года поставить на кадастровый учет сооружение коммунального хозяйства – водозаборную скважину, расположенную в пределах кадастрового квартала №; водопровод протяженностью 4,5 км.; водозаборную башню; водозаборную скважину, расположенную в пределах кадастрового квартала №; водопровод протяженностью 2,2 км.
Помощник прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Лопушанский В.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель администрации МО Илькульганский сельсовет, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Согласно письменному заявлению главы сельсовета Е.А.Жирноклеевой просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования прокурора признала в полном объеме.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд полагает возможным рассмотреть административное дело без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст.ст.12, 130-132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают вопросы местного значения.
Согласно ч. 3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Статьей 4 Закона Оренбургской области от 13.01.2005 № 1775/304-III –ОЗ «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» (с изменениями от 12.11.2014 № 2702/761-У-ОЗ) предусмотрено, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляются иные вопросы, предусмотренные ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Закона № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Пунктом 1 части 2 статьи 50 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности поселений могут находиться: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью в соответствии со статьей 215 ГК РФ. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с положениями ст.ст. 294 и 296 ГК РФ.
На основании ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление ВС РФ) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно приложению № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации к объектам государственной собственности, расположенным на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе относятся объекты инженерной инфраструктуры.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории <адрес> находится сооружение коммунального хозяйства – водозаборная скважина, расположенная в пределах кадастрового квартала № глубина скважины 50 метров, год постройки - ДД.ММ.ГГГГ; водопровод протяженностью 4,5 км., дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ; водозаборная башня объемом 25 кубических метра, год ввода в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ. На территории <адрес> находится сооружение коммунального хозяйства – водозаборная скважина, расположенная в пределах кадастрового квартала № глубина скважины 50 метров, год постройки - ДД.ММ.ГГГГ; водопровод протяженностью 2,2 км., дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
Данные сооружения обеспечивают водой население <адрес>, <адрес>. Согласно информации администрации МО Илькульганский сельсовет данные объекты на кадастровый учет не поставлены, в муниципальную собственность не приняты, в реестр муниципальной собственности не включены.
Согласно ответа главного специалиста отдела строительства, архитектуры и вопросам ЖКХ документов, подтверждающих факт принадлежности данных объектов жилищно-коммунального хозяйства к администрации МО Илькульганский сельсовет Шарлыкского района, не имеется.
По выявленным нарушениям законодательства прокуратурой района 19.04.2022 в адрес главы муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района внесено представление, которое рассмотрено, однако, нарушения законодательства до настоящего времени не устранены.
В соответствии с нормами действующего законодательства до признания указанной недвижимости муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по его содержанию. Вместе с тем, организация водоснабжения является прямой обязанностью органа местного самоуправления.
Финансирование содержания имущества, не являющегося муниципальной собственностью в соответствии со ст. 38 Бюджетного Кодекса РФ является нецелевым использованием средств местного бюджета, поэтому до признания объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по ее содержанию.
Кроме того, одним из условий предоставления финансовой поддержки из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на капитальный ремонт многоквартирных домов, переселение граждан из ветхих, непригодных для проживания жилых домов, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в силу п. 9.2 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» является наличие зарегистрированных прав собственности на все объекты электроэнергетики и (или) объекты коммунальной инфраструктуры, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, являются недвижимым имуществом, используются для производства и транспортировки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и эксплуатации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов), и находятся на территориях муниципальных образований, либо наличия утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации графиков регистрации прав государственной или муниципальной собственности на указанные объекты с учетом необходимости завершения государственной регистрации таких прав не позднее 1 января 2016 года, включая сроки осуществления необходимых действий по государственной регистрации прав на указанные объекты, являющиеся бесхозяйным имуществом, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры после 1 января 2013 года.
Несоблюдение указанного условия лишает возможности участия муниципального образования в программах, разрабатываемых и реализуемых в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», что в свою очередь ущемляет права и интересы населения муниципального образования в целом.
Суд соглашается, с доводами прокурора о том, что такое бездействие и непринятие мер, направленных на признание права муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, а также на обеспечение надлежащего их технического обслуживания может повлечь нарушение прав граждан, гарантированных Конституцией РФ на благоприятные условия жизни.
Таким образом, выявленные факты свидетельствуют о несоблюдении администрацией МО «Илькульганский сельсовет» требований законодательства о водоснабжении и муниципальной собственности, что нарушает права неопределенного крага лиц, в том числе проживающих на территории сельского совета, и является недопустимым.
Возражений со стороны административного ответчика, относительно заявленных прокурором исковых требований, в суд не поступило. Согласно письменному заявлению главы Илькульганского сельсовета Е.А. Жирноклеевой от 19.01.2023 исковые требования прокурора признает в полном объёме.
Таким образом, требования, изложенные в административном исковом заявлении прокурора Шарлыкского района, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района по непринятию мер по постановке на кадастровый учет сооружения коммунального хозяйства – водозаборной скважины, расположенной в пределах кадастрового квартала №; водопровода протяженностью 4,5 км.; водозаборной башни; водозаборной скважины, расположенной в пределах кадастрового квартала №; водопровода протяженностью 2,2 км.
Обязать администрацию муниципального образования Илькульганский сельсовет Шарлыкского района в срок до 01 апреля 2023 года поставить на кадастровый учет сооружение коммунального хозяйства – водозаборную скважину, расположенную в пределах кадастрового квартала №; водопровод протяженностью 4,5 км.; водозаборную башню; водозаборную скважину, расположенную в пределах кадастрового квартала №; водопровод протяженностью 2,2 км.
Разъяснить административному ответчику обязанность сообщить суду и административному истцу, об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу (ч. 3 ст. 227 КАС РФ).
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Шарлыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Р.Ю. Колдаев