УИД 74RS0009-01-2023-001604-56
Дело № 2а-1426/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2023 г. с. Аргаяш Челябинской области
Аргаяшский районный суд Челябинской области
в составе председательствующего Сиражитдиновой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Хамидуллиной Л.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, с.Аргаяш, ул.Комсомольская, 4 административное дело по административному иску администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области Портных Г.И. , Межрайонному специализированному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области (далее по тексту - МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области) Портных Г.И. , МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области, УФССП России по Челябинской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением от 25 декабря 2018 г. по исполнительному производству № 33734/18/74033-ИП от 6 ноября 2018 г.
В обоснование требований указано, что судебным приставом МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области возбуждено исполнительное производство № 33734/18/74033-ИП от 06.11.2018 на основании исполнительного листа по делу № 2-445/2018 от 19.07.2018 о возложении на администрацию Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в 2920 м. по направлению на восток от южной части д. <адрес>, в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В ходе исполнения требований исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя Портных Г.И. от 25.12.2018 взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Считает, что в целях исполнения решения суда администрацией Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области принимались соответствующие меры. Постановлением судебного пристава-исполнителя Портных Г.И. от 20.01.2022 исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Представитель административного истца, представители административных ответчиков - МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области, УФССП России по Челябинской области, судебный пристав-исполнитель МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Г.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что решением Аргаяшского районного суда Челябинской области от 13 июня 2018 г. на администрацию Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области возложена обязанность ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в 2920 м. по направлению на восток от южной части д.<адрес>, в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
6 ноября 2018 г. судебным приставом-исполнителем СОСП УФССП России по Челябинской области на основании исполнительного листа серии ФС № 017088814, выданного Аргаяшским районным судом Челябинской области 23 октября 2018 г. возбуждено исполнительное производство №33734/18/74033-ИП. Должнику - администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области установлен пятидневный срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
25 декабря 2018 г. судебным приставом-исполнителем СОСП по Челябинской области ГМУ ФССП России вынесено постановление о взыскании с администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Портных Г.И. от 20 января 2022 г. исполнительное производство № 28914/20/74022-ИП от 06.11.2018 окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон №229-ФЗ) задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу п.п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ).
Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона №229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Факт неисполнения администрацией Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительного документа, не оспаривается.
Обращаясь в суд с иском, администрация ссылается на отсутствие возможности исполнить решение суда в течение пяти дней с момента возбуждения исполнительного производства. Просит принять во внимание, что выполнение возложенных судом обязанностей осуществляется на основании предоставляемых администрацией Аргаяшского муниципального района бюджетных ассигнований.
Из представленного административным истцом письма от 03.09.2020 следует, что администрация Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области обращалась в администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области с заявлением о выделении денежных средств в размере 300 000 рублей на исполнение требований исполнительного документа.
На основании распоряжения главы администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 10.09.2020 № 1448-р администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского района распределены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в сумме 300 000 рублей на буртовку стихийной свалки.
15 сентября 2020 г. между администрацией Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского района и индивидуальным предпринимателем Зайцевой А.В. заключен муниципальный контракт № 38 на выполнение работ по буртовке стихийной свалки.
Администрация Аязгуловского сельского поселения обращалась в администрацию Аргаяшского муниципального района с просьбами о выделении денежных средств в размере 300 000 рублей, что подтверждается письмами от 29.04.2022 № 122, 09.06.2022 № 169.
Распоряжением главы администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 19.06.2022 № 1361-р администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского района распределены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в сумме 300 000 рублей на ликвидацию несанкционированных свалок.
15 июля 2022 г. между администрацией Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области и индивидуальным предпринимателем Зайцевой А.В. заключен муниципальный контракт на выполнение услуг по ликвидации несанкционированной свалки <адрес>. Цена контракта составила 300 000 рублей. Работы по указанному контракту выполнены 15 августа 2022 г., что подтверждается актом о приемке выполненных работ за август 2022 года.
Постановление о взыскании исполнительского сбора от 25 декабря 2018г. направлено для исполнения судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП ГУФСПП России по Челябинской области в администрацию Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области 21 ноября 2023 г.
Исследовав представленные в материалы административного дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что, предъявляя настоящие требования, административным истцом представлены доказательства отсутствия вины в нарушении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, а также отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательств.
Оценив указанные обстоятельства с точки зрения положений процессуального законодательства, регулирующего вопросы вступления в законную силу и исполнения решении суда, а также норм Федерального закона №229-ФЗ, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от исполнительского сбора, поскольку осуществление обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов требует соответствующего финансирования, соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, при этом, административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, что указывает на отсутствие вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Статьей 112 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6). При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, административным ответчиком указано на принятие всех зависящих от него мер для надлежащего исполнения обязательства, представив в материалы административного дела соответствующие доказательства этому.
Принимая во внимание, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда об исполнении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов было невозможно вследствие объективных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований об освобождении администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 25 декабря 2018 г. по исполнительному производству № 28914/20/74022-ИП в размере 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области удовлетворить.
Освободить администрацию Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области от 25 декабря 2018 г. по исполнительному производству №28914/20/74022-ИП от 6 ноября 2018 г. в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.
Председательствующий
<данные изъяты>