РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Еланцы 23 апреля 2024 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Бортосовой З.Ю.,
с участием административного истца старшего помощника прокурора Ольхонского района Михайловой О.А.,
представителя административного ответчика Администрации Ольхонского районного муниципального образования Дамдинцыренова Б.Б., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-182/2024 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ольхонского районного муниципального образования об обязании снести здание центра дополнительного образования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ольхонского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ольхонского районного муниципального образования об обязании снести здание центра дополнительного образования.
Старший помощник прокурора Ольхонского района Михайлова О.А. иск поддержала по доводам, изложенным в нем, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Дамдинцыренов Б.Б. в судебном заседании административные исковые требования признал в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся в том числе включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с положениями п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Положениями ст. 215 ГК РФ предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно положениям ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Из анализа данных норм следует, что бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в обязании субъекта собственности совершать в отношении такого имущества те или иные действия. В частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Как установлено в судебном заседании, на территории МБОУ <данные изъяты> (далее МБОУ <данные изъяты>) находится здание центра дополнительного образования, общей площадью <данные изъяты> кв.м., которое не эксплуатируется более <данные изъяты> лет, ограждение отсутствует.
Согласно ответу МКУ ОРМО «Управление образования» за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с постановлением администрации <адрес> РМО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии в муниципальную казну ОРМО здания центра дополнительного образования, находящегося в оперативном управлении МБОУ <данные изъяты> здание «теремок» передано в муниципальную казну.
В связи с выявленными нарушениями в адрес мэра <адрес> муниципального образования внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства.
Рассмотрев представление прокурора Ольхонского района, администрация <адрес> муниципального образования представила информацию за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что эксплуатация здания центра дополнительного образования прекращено в ДД.ММ.ГГГГ по причине имеющихся технических дефектов. Оконные и дверные проемы по периметру здания закрыты деревянными ограждениями, доступ в здание ограничен. Ведется постоянная охрана объекта силами охранной организации, ведущей охрану основного здания МБОУ <данные изъяты>. Принято решение о выделении финансовых средств на устройство ограждения данного объекта бетонным забором после установления теплого периода времени, ориентировочно ДД.ММ.ГГГГ. Проведение работ по разбору здания и дальнейшей утилизации мусора возможны после утверждения финансовых средств в бюджете <адрес> муниципального образования. По предварительным расчетам стоимость работ по разбору и утилизации здания составляет 7 млн. рублей. В связи с глубокой дотационностью бюджета ОРМО, данные работы будут проведены не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, поскольку непринятие своевременных мер по сносу неэксплуатируемого здания, расположенного по адресу: <адрес>, создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся МБОУ <данные изъяты>, суд полагает требования прокурора об обязании снести здание центра дополнительного образования подлежащими удовлетворению.
Решая вопрос о взыскании судебных расходов, связанных с рассмотрением административного дела, суд приходит к следующему.
В п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Ольхонского района удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> муниципального образования, ОГРН №, снести здание центра дополнительного образования, расположенное на территории МБОУ «Еланцынская средняя общеобразовательная школа» по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 26.04.2024.
Судья: Л.Н. Холодова