Дело № 2а-223/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2020 года г. Сокол, Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Закутиной М.Г.,
при секретаре Карпуниной Н.М.,
помощнике судьи Отопковой И.В.,
с участием:
- представителя административного истца помощника прокурора Якушева С.А.,
- представителя административного ответчика Уссар Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению лесоустройства,
у с т а н о в и л:
заместитель Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Департаменту лесного комплекса Вологодской области, требуя возложить на административного ответчика обязанность в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство в границах Сокольского территориального лесничества Вологодской области в части закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. В обоснование указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти Вологодской области в сфере лесных отношений. Согласно сведениям Департамента лесного комплекса Правительства Вологодской области лесоустройство на территории земель государственного лесного фонда Сокольского территориального лесничества последний раз проводилось в 1997 году. Проводимые САУ лесного хозяйства Вологодской области «Вологдалесхоз», арендаторами лесных участков на территории Сокольского лесничества мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе мероприятия по охране лесов от пожаров, не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет. Прокуратурой Вологодской области в адрес Департамента лесного комплекса 01 апреля 2019 года внесено представление об устранении нарушений закона (07-15-2019/31). Требования прокуратуры по результатам рассмотрения представления признаны обоснованными (письмо Департамента от 30 апреля 2019 года № 03-3033/19). До настоящего времени нарушения не устранены, лесоустройство в границах Сокольского лесничества Вологодской области не проведено.
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил исковые требования, просит суд признать незаконным бездействие Департамента лесного комплекса Вологодской области по непринятию мер к проведению лесоустройства в границах Сокольского территориального лесничества Вологодской области, обязать Департамент лесного комплекса Вологодской области в течение 3-х лет со дня вступления в силу решения суда провести лесоустройство в границах Сокольского территориального лесничества Вологодской области в части таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Определением суда от 30 декабря 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Представитель административного истца помощник прокурора Якушев С.А. в судебном заседании административные исковые требования уточнил в части площади, на которой необходимо провести лесоустройство: провести таксацию лесов на площади 194 235,8 га, провести лесоустройство в части проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на площади 203 982,8 га. Уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Уссар Е.Г. в судебном заседании с уточненными административными исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что на территории Сокольского района таксация лесов не произведена на площади 194 235,8 га, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов не произведено на площади 203 982,8 га. Для того, чтобы провести эти работы, необходимо получить финансирование, которое идет из федерального бюджета, внести изменения в Закон Вологодской области «О бюджете», в государственную программу. После этого заключается контракт на выполнение работ. Для того, чтобы провести все мероприятия, нужно как минимум 3 года. Кроме того, не хватает финансирования на исполнение данных полномочий.
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просит о рассмотрении дела без его участия. В письменных возражениях на административный иск указывает, что работы по лесоустройству осуществляются за счет средств соответствующего бюджета, выделение дополнительного финансирования может потребовать значительных временных затрат. Средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъектам Российской Федерации в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации на весь комплекс переданных полномочий и ежегодно утверждаются в разрезе субъектов Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Обращение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва направляется в Рослесхоз не позднее 15 ноября текущего года с приложением документов, обосновывающих размер запрашиваемых средств, по перечню, утвержденному приказом Рослесхоза от 03 июля 2018 года № 536. При исчерпании средств из нераспределенного резерва средств субвенций выделение субъектам дополнительного финансирования Рослесхозом не будет представляться возможным, поскольку Рослесхоз осуществляет распределение финансирование между субъектами РФ только в рамках доведенных средств. Таким образом, бюджетные средства могут быть только взысканы за счет казны Российской Федерации в случае, если Рослесхоз в соответствии с судебным решением будет обязан обеспечить финансирование для осуществления Департаментом лесного комплекса Вологодской области возложенных на него мероприятий по лесоустройству, такое судебное решение будет неисполнимо в силу ограниченности полномочий Рослесхоза.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как предусмотрено частью 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 ст. 39 КАС РФ закреплено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесоустройство включает в себя таксацию лесов и проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 83 Лесного Кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 1.1, 2.2.7 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1108 Департамент лесного комплекса Вологодской области является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области; проводит на землях лесного фонда в границах Вологодской области лесоустройство, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации.
Правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков закреплены в Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122 (далее – Лесоустроительная инструкция).
Проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Все расчеты, связанные с проектированием мероприятий по уходу за лесами, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов (п. 116 Лесоустроительной инструкции).
Периодичность проведения таксации лесов составляет: а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов – 10 лет; б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; в) для резервных лесов - 20 лет (п.31 Лесоустроительной инструкции).
Как следует из информации Департамента лесного комплекса Вологодской области от 29 ноября 2019 года, лесоустройство в Сокольском лесничестве проводилось в 1997 году на площади 285 241 га; Департаментом лесного комплекса Вологодской области в 2012-2014 годах направлялась в Федеральное агентство лесного хозяйства информация о потребностях в средствах на проведение лесоустроительных работ на ближайшие три года.
31 декабря 2019 года в адрес Федерального агентства лесного хозяйства Департаментом лесного комплекса Вологодской области направлено письмо с просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительного финансирования на выполнение лесоустроительных работ в Сокольском лесничестве на площади 194 235 га, стоимость работ 34 962 444 руб.
Поскольку Департамент лесного комплекса Вологодской области является уполномоченным органом, обеспечивающим проведение лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, с учетом положения п. 32 Лесоустроительной инструкции о выполнении таксации лесов в течение двух лет, объема необходимых лесоустроительных работ, времени на выделение из федерального бюджета субвенций на осуществление переданных полномочий по проведению лесоустройства, организации и проведении закупок с целью заключения государственного контракта на проведение лесоустройства суд полагает уточненные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, в срок, указанный в уточненных требованиях – 3 года, на площадях, на которых соответствующие работы не выполнены.
При этом суд не может принять во внимание доводы административного ответчика об отсутствии бюджетного финансирования в необходимым объеме, так как недостаточность финансирования не является основанием для неисполнения требований закона.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 194 235,8 ░░ ░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 203 982,8 ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░ 2020 ░░░░.