Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-457/2023 ~ М-259/2023 от 07.04.2023

УИД10RS0013-01-2023-000349-68 Дело № 2а-457/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2023 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

Председательствующего судьи: И.С.Леккерева,

при секретаре: О.В.Альмададха,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Шульгиной Татьяны Борисовны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Шульгина Татьяна Борисовна обратилась в суд к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) с вышеназванным административным исковым заявлением по следующим основаниям.

    хх.хх.хх г. Шульгина Т.Б. обратилась в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, для ведения личного подсобного хозяйства. хх.хх.хх г. административный ответчик вынес распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу для ведения личного подсобного хозяйства. хх.хх.хх г. истец направил ответчику заявление о корректировке схемы расположения земельного участка. хх.хх.хх г. ответчик подготовил распоряжение о внесении изменений в распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Данным распоряжением графическая часть утверждена в новой редакции, изменено место расположения земельного участка на кадастровом плане территорий. Пунктом 1 распоряжения от хх.хх.хх г. установлена категория образуемого участка – земли запаса, вид разрешенного использования – запас. В п. 3 распоряжения установлено, что предоставление земельного участка в аренду возможно при условии в том числе обеспечения административным истцом изменения вида разрешенного использования с запас на ведение личного подсобного хозяйства. Установление Министерством категории земель – земли запаса и вида разрешенного использования испрашиваемого административным истцом земельного участка – запас, а также возложение на истца обязанности по изменению вида разрешенного использования, административным истец считает незаконным, поскольку, в соответствии с письмом администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия земельный участок полностью расположен в зоне СХ-2.Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец, уточнив исковые требования, просил суд признать незаконным распоряжение Министерства отхх.хх.хх г. в части установления категории земель «земли запаса» и вида разрешенного использования земельного участка «запас» и возложения на административного истца обязанности изменению вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках»; обязать Министерство в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения, установить категорию земель – «земли сельскохозяйственного назначения», установить вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках; указать территориальную зону — СХ-2, исключить условия о предоставлении земельного участка Шульгиной Т.Б. - изменение вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».

    В судебном заседании представитель истца Рассихин М.Ю., действующий по доверенности и представивший диплом о высшем юридическом образовании, подержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в иске.

    Представитель Министерства в судебное заседание не явился, согласно представленному письменному отзыву, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, требования истца полагали не подлежащими удовлетворению.

    Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, согласно представленным письменным отзывам просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

     Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    В судебном заседании установлено, что распоряжением Министерства от хх.хх.хх г. Шульгиной Т.Б. предварительно согласовано предоставление земельного участка, расположенного на кадастровом плане территории в кадастровом квартале , площадью 2500 кв.м., по адресу: ..., с видом разрешенного использования земельного участка, установленного классификатором видов разрешенного использования земельных участков – «запас» (код вида разрешенного использования земельного участка – 12.3) и категорией земель – «земли запаса». Пунктом 3 распоряжения установлено, что предоставление земельного участка возможно в случае обеспечения выполнения следующих условий: проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет; изменения вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства».

    Административный истец, не согласившись с принятым решением в части установления в вышеуказанном распоряжении вида разрешенного использования земельного участка – «запас» (код вида разрешенного использования земельного участка – 12.3) и категории земель – «земли запаса», а также с возложением на него определенных обязанностей, обратился в суд с настоящим административным иском.

    Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

    В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

    На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков относится к компетенции административного ответчика.

Таким образом, принятие решений по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка относится к компетенции административного ответчика.

В соответствии с пп.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

    Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.

Пунктами 9 и 10 ч. 9 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются, в том числе, территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, и категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок.

Частью 10 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования: не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны; не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию; не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.

    Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением, административный истец указывает на то, что вновь образуемый участок в соответствии с письмом администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от хх.хх.хх г. , расположен в территориальной зоне СХ-2 — зоне сельскохозяйственного использования за границами населенных пунктов в границах земель, не относящихся к сельскохозяйственным угодьям, в связи с чем, установление Министерством категории земель – земли запаса и вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка – запас, а также возложение на него (истца) обязанности по изменению вида разрешенного использования, незаконно.

    Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

    В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.

    Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (ст.ст. 1, 7, 42 ЗК РФ).    Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

    В соответствии с п. 9 ст. 1, п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте.

    Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

    Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.

    ГрК РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и поверхностью земельных участков и используется вы процессе их застройки последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

    Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использовании земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

    Решением Совета Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки ... сельского поселения Прионежского муниципального района.

Таким образом, на момент рассмотрения заявления административного истца, документы территориального планирования в отношении территории, на которой находится испрашиваемый истцом участок, были разработаны.

    Данные обстоятельства не были приняты Министерством во внимание при принятии оспариваемого решения.

    Частью 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

    Материалы дела свидетельствуют, что образуемый административным истцом земельный участок расположен на землях, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения. При этом доказательств отнесения спорного земельного участка к категории земель – «земли запаса», административным ответчиком не представлено.

    Таким образом, административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, в связи с чем, оспариваемое распоряжение Министерства от хх.хх.хх г. в части установления категории земель – «земли запаса», вида разрешенного использования – «запас», а также возложения на Шульгину Т.Ю. обязанности по изменению вида разрешенного использования земельного участка, нельзя признать законным, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что испрашиваемый Шульгиной Т.Ю. земельный участок отнесен к категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения».

Следовательно, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению путем возложения на административного ответчика в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ обязанности устранения допущенных в распоряжении нарушений, в части установления категории земель, вида разрешенного использовании я земельного участка, а именно: установить категорию земель – «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства, указать территориальную зону, в границах которой будет образован земельный участок – СХ2, исключить условие о представлении земельного участка Шульгиной Т.Ю. – изменение вида использования с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства».

Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5). Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд (часть 6). Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным Кодексом (часть 7). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Из приведенных законоположений следует обязанность суда первой инстанции при установлении факта пропуска срока обращения в суд в порядке главы 22 Кодекса выяснить причины такого пропуска.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса).

Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса).

Судом установлено, что административному истцу стало известно о нарушении своего права только из письма администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от хх.хх.хх г. .

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что срок обжалования распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г. , административным истцом не пропущен.

    В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ) ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – «░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – «░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░2, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ «░░░░░» ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░ 2023 ░░░░.

2а-457/2023 ~ М-259/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шульгина Татьяна Борисовна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
Администрация Прионежского муниципального района
Правительство Республики Карелия
Филиал ППК "Роскадастр" по Республике Карелия
Администрация Заозерского сельского поселения
Рассихин Максим Юрьевич
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Леккерева Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
prionezhsky--kar.sudrf.ru
07.04.2023Регистрация административного искового заявления
07.04.2023Передача материалов судье
11.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
11.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.05.2023Предварительное судебное заседание
31.05.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2023Дело оформлено
01.09.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее