УИД 11RS0001-01-2023-002331-68 дело № 2а-4727/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,
при секретаре Никоновой Е.Г.,
с участием административного истца Гетманцева А.В.,
представителя административным ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Жабинца М.В.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 02 августа 2023 года административное дело по административному исковому заявлению Гетманцева Александра Владимировича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в необоспечении надлежащих условий содержания в исправительном учреждении, присуждении денежной компенсации,
установил:
Гетманцев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, в котором просил признать незаконными действия административного ответчика, выразившихся в необеспечении надлежащих условий его содержания в исправительном учреждении, ссылаясь на невыдачу поступившей на его имя бандероли, отправленной посредством EMS, присуждении в связи с этим денежной компенсации.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административных ответчиков с требованиями иска не согласился, настаивая на том, что получение EMS – отправления лицами из числа спецконтингента не предусмотрено.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует каждому защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (статья 45), а также судебную защиту его прав и свобод, закрепляя право обжаловать решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в судебном порядке (статья 46).
В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно требованиям названных нормативных предписаний признание незаконными действий и решений должностного лица, органа государственной власти возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу частей 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления; их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с ** ** ** по ** ** ** Гетманцев А.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в статусе осужденного.
** ** ** в отделение почтовой связи на имя административного истца поступила бандероль, весом 2805 гр., посредством EMS-отправления, которая административным ответчиком ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми заявителю не выдана.
По результатам рассмотрения поданного административным истцом обращения, в ответе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми от 28.12.2022 № ОГ-12/ТО/52/5-344 Гетманцеву А.В. со ссылкой на Приложение № 2 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, разъяснено, что EMS-отправление не является посылкой, бандеролью или передачей, в связи с чем, получение такого отправления осужденным не предусмотрено.
Изложенное явилось поводом обращения Гетманцева А.В. в суд с настоящим иском.
Оценив фактические обстоятельства на предмет соблюдения установленных в законе требований, суд руководствуется следующим.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства РФ являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (статья 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
На основании части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным к лишению свободы мужчинам разрешается получение посылок, передач и бандеролей в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса. Максимальный вес одной передачи или посылки не должен превышать 20 килограммов, одной бандероли - 5 килограммов.
Порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 5 статьи 90 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Раздел 2 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, устанавливает порядок приема и получения осужденными посылок, передач, бандеролей.
Осужденные к лишению свободы имеют право получать посылки, передачи и бандероли, отправлять посылки и бандероли в соответствии со статьями 90, 95, 118, 121, 123, 125, 129, 131 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а также получать и отправлять денежные переводы в соответствии с частью пятой статьи 91 настоящего Кодекса.
В пункте 5 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, закреплено право на получение посылок за подозреваемыми и обвиняемыми.
С учетом имеющихся сведений, условий содержания административного истца, на дату совершения оспариваемых действий у Гетманцева А.В. имелось право на получение бандероли, что стороной административного ответчика не отрицалось и не оспаривалось.
Статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» определено, что почтовыми отправления являются адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.
В пункте 3.6 Генеральных условий оказания услуг Блока посылочного бизнеса и экспресс-доставки (Приложение № 2 к приказу ФГУП «Почта России» от 21.12.2018 № 439-п) указано, что отправление EMS - это внутреннее и международное регистрируемое почтовое отправление (обыкновенное, с объявленной ценностью), вес которого не должен превышать 31,5 кг.
По общему правилу отправления EMS принимаются курьером или в отделении почтовой связи и доставляются курьером по адресу, указанному на адресном ярлыке, в России и стране назначения, либо вручаются в ОПС/ЦВПП.
В соответствии с утвержденным Приказом АО «Почта России» от 21.06.2022 № 230-п Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, исходя из положений его пункта 5.2.6, отправления EMS, адресованные исправительные учреждения, доставляются только до ближайшего к адресату объекта почтовой связи. Вручение водителями-курьерами/сопровождающими/почтальонами/почтальонами на транспорте почтамта в этом случае не осуществляется.
Учитывая регламентированный порядок, тот факт, что EMS-отправления являются видом почтовой услуги, посредством которой возможна отправка бандеролей и посылок, за счет отправителя, с учетом максимально допустимого веса (не более 31,5 кг по России), исходя из того, что в данном случае получение отправления возможно уполномоченным лицом адресата в отделении почтовой связи АО «Почта России», действующее уголовно-исполнительное законодательство РФ не содержит императивного запрета на получение осужденным лицом почтовых EMS-отправлений, либо ограничений к тому, ограничивая лишь вес и количество разрешенных к получению почтовых отправлений в зависимости от вида режима, получение EMS-отправлений осуществляется в аналогичном получению универсальных услуг связи порядке путем предъявления представителем исправительного учреждения доверенностей в отделении почты, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое действие административного ответчика направлено на воспрепятствование реализации административным истцом своего права на получение EMS-отправлений, ограничивает последнего в возможности получения почтовых отправлений данным видом почтовой связи, тем самым создает угрозу нарушения права административного истца на получение посылок и бандеролей посредством не запрещенной законом для осужденных почтовой услуги, что свидетельствует об обоснованности заявленных требований и наличии правовых оснований для взыскания в пользу Гетманцева А.В. денежной компенсации в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность нарушений, суд с учетом принципов разумности и справедливости приходит к выводу о взыскании в пользу административного истца денежной компенсации в размере 2000 рублей.
Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 58 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 6 пункта 7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, компенсация подлежит взысканию с РФ в лице ФСИН России за счет казны РФ, поскольку ФСИН России является органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. В этой связи требования административного иска Гетманцева А.В. в части взыскания компенсации к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми подлежат оставлению без удовлетворения. В силу установленного порядка оснований для взыскания такой компенсации с названного административного ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Гетманцева Александра Владимировича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в необеспечении надлежащих условий содержания в исправительном учреждении, присуждении денежной компенсации удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в необеспечении надлежащих условий содержания Гетманцева Александра Владимировича в исправительном учреждении в результате нарушения его прав на получение почтового отправления.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Гетманцева Александра Владимировича денежную компенсацию за необеспечение надлежащих условий содержания в размере 2000 (две тысячи) рублей путем перечисления взысканной суммы на банковский счет на имя Гетманцева А.В. по представленным реквизитам.
В удовлетворении административных исковых требований Гетманцева Александра Владимировича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о присуждении денежной компенсации в результате необеспечения надлежащих условий его содержания в исправительном учреждении, к ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в необеспечении надлежащих условий содержания в исправительном учреждении отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Печинина
<данные изъяты>