Дело № 2а-295/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Сунтар 08 ноября 2022 года
Сунтарский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Федоровой А.Н., при секретаре Даниловой Л.Г., с участием административного истца - помощника прокурора Сунтарского района РС(Я) Лященко С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора Сунтарского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Тойбохойский наслег» муниципального района «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора <.....> РС(Я) обратился в суд в порядке гражданского судопроизводства с вышеуказанным исковым заявлением, указав в обоснование, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления в части размещения мест накопления твердых коммунальных отходов, по результатам которой выявлено место бесхозного хранения, складирования металлолома в черте населенного пункта на северо-западной части, в 50 метрах от действующей центральной котельной обеспечивающей теплоэнергией общеобразовательную школу с общей площадью 0,3 га с географическими координатами N 62°188"381", Е 116°758"316", металлолом состоит из старых кузовов, рам грузовых автомобилей, котлов, железных труб и различных деталей сельскохозяйственной техники. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, в связи с этим, просит обязать администрацию МО «Тойбохойский наслег» МР «Сунтарский улус (район)» РС(Я) ликвидировать точку несанкционированного места накопления твердых коммунальных (бытовых) отходов на вышеуказанной территории путем организации сбора и транспортирования в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением судьи от ../../.... произведен переход к рассмотрению данного дела по правилам административного судопроизводства.
../../.... и.о. прокурора <.....> уточнил исковые требования, которым просит обязать Администрацию МО «Тойбохойский наслег» <.....> Республики Саха (Якутия) до ../../.... ликвидировать точки несанкционированных мест накопления твердых коммунальных (бытовых и производственных) отходов путем организации сбора и транспортирования твердых коммунальных (бытовых и производственных) отходов из места бесхозного хранения и складирования металлолома в черте населенного пункта <.....> на северо-западной части, в 50 метрах от действующей центральной котельной обеспечивающей теплоэнергией общеобразовательную школу с общей площадью 0,3 га с географическими координатами N 62°188"381", Е 116°758"316".
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора <.....> ФИО2 полностью поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика – Администрации МО «Тойбохойский наслег» в суде не явился, главой наслега ФИО3 направлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ../../.... № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от ../../.... № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Федеральным законом от ../../.... № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от ../../.... № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от ../../.... N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от ../../.... № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абз. 2 п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от ../../.... № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ../../.... № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Согласно ст. 8.1 Федерального закона от ../../.... № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ../../.... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1.2. статьи 17 Федерального закона от ../../.... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
В силу ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от ../../.... 1367-З №-V «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения» на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от ../../.... N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепить за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 4.1, 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 13.1, 15, 18, 22, 24, 26, 31, 33.1, 34 части 1 статьи 14 Федерального закона от ../../.... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, что ../../.... по требованию прокуратуры <.....> Республики Саха (Якутия) Сунтарской инспекцией государственного экологического надзора был проведен осмотр, в том числе территории муниципального образования «Тойбохойский наслег», в результате которого обнаружено место бесхозного хранения и складирования металлолома в черте населенного пункта на северо-западной частив, в 50 метрах от действующей центральной котельной обеспечивающей теплоэнергией общеобразовательную школу с общей площадью 0,3 га с географическими координатами N 62°188"381", E 116°758"316", металлолом состоит из старых кузовов, рам грузовых легковых автомобилей, железных труб и различных деталей сельхозтехники.
Зарегистрированные права на указанный земельный участок отсутствуют, земельный участок не поставлен на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости, согласно сообщению администрации МО «Тойбохойский наслег» от ../../.... и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РС(Я) от ../../.... в аренду не предоставлен.
<.....> по выявленному нарушению ../../.... главе МО «Тойбохойский наслег» ФИО4 было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об отходах производства и потребления в части размещения мест накопления твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, административным ответчиком выявленные в ходе проведенной прокуратурой района проверкой нарушения по не принятию мер, необходимые для соответствующего санитарного содержания территории сельского поселения и поддержания чистоты и порядке, не устранены. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования «Тойбохойский наслег», которое в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по его надлежащему содержанию, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ, с учетом характера заявленных требований, суд полагает возможным установить срок исполнения возложенной обязанности по ликвидации точек несанкционированных мест накопления твердых коммунальных (бытовых и производственных) отходов из места бесхозного хранения, складирования металлолома в черте населенного пункта <.....> на северо-западной части, в 50 метрах от действующей центральной котельной обеспечивающей теплоэнергией общеобразовательную школу с общей площадью 0,3 га с географическими координатами N 62°188"381", Е 116°758"316" - до ../../.....
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <.....> ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ../../.... ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░, ░ 50 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 0,3 ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №°188"381", ░ 116°758"316".
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░(░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ../../....
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░