Дело №2а-6087/2019 Мотивированное решение изготовлено 22.10.2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2019 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе
председательствующего судьи Хуторцевой И.В.
при секретаре Секретаревой Л.Н.
с участием представителя административного истца Тимохина И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области к Симанову Александру Александровичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц,
установил:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области (далее – Инспекция) обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Симанову А.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц. В обоснование административных исковых требований указал, что административный ответчик в 2014, 2015 годах являлся собственником <данные изъяты>
Налогоплательщику были направлены налоговые уведомления об уплате налога на имущество за 2014, 2015 годы по срокам уплаты 01.10.2015 и 01.12.2016 соответственно. В связи с неуплатой налога в установленный срок налогоплательщику были начислены пени и направлены требования об уплате налога заказным почтовым отправлением.
В срок, установленный в требованиях, задолженность по налогу и пени административным ответчиком не была уплачена, поэтому ИФНС России по г. Мурманску обратилась к мировому судье судебного участка № 4 Октябрьского судебного района г. Мурманска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество за 2014, 2015 годы. Судебный приказ был отменен, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области обратилась с административным исковым заявлением в суд.
С учетом уточненных исковых требований просит суд взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 643 рубля, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 1 476 рублей, пени в сумме 10 рублей 33 копеек, а всего взыскать в сумме 2 129 рублей 33 копейки.
В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении административных исковых требований настаивал, указав, что задолженность по налогам и пени не уплачены. Дополнительно пояснил, что применение льготы по налогу на имущество физических лиц по налоговым периодам до 2018 года носила заявительный порядок. Административный ответчик с заявлением о предоставлении льготы по налогу в ИФНС России по г. Мурманску не обращался. «Беззаявительный» порядок предоставления льготы на основании сведений, полученных налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, применяется с налогового периода 2018 года.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие представил возражения на административное исковое заявление, на основании которых он является собственником <данные изъяты>, расположенной по <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости, о чем уведомлял административного истца в ДД.ММ.ГГГГ
Со ссылкой на разъяснения ФНС России в письме от 25.06.2019 № БС-4-21/12286@ указывает, что согласно пункту 6 статьи 407 Налогового кодекса РФ при отсутствии заявления о предоставлении налоговой льготы или отказа от применения налоговой льготы налоговая льгота применяется на основании сведений, полученных налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами. Кроме того, административным истцом пропущен срок обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (заявление подано в марте 2019 года), поскольку срок исполнения по раннему требованию установлен до 23.03.2015, срок обращения в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ – не позднее 23.09.2018. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Суд в соответствии со статьей 150, 289 Кодекса административного судопроизводства РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, материалы административного дела № 2а-1297/2019, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В статье 23 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность уплачивать законно установленные налоги.
В пункте 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество, в том числе квартира, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 08.11.2007 № 42-501 (ред. от 30.01.2014) «О налоге на имущество физических лиц в муниципальном образовании город Мурманск» в 2014 году на территории муниципального образования г. Мурманск установлен налог на имущество физических лиц, ставки которого установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования, а именно: за жилые помещения суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор которых составляла свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно), ставка налога составляла 0, 15% (пункт 2 решения).
Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.11.2014 № 3-37 «Об установлении на территории муниципального образования город Мурманск налога на имущество физических лиц и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска» (с изменениями и дополнениями) на территории муниципального образования г. Мурманск с 01.01.2015 установлен налог на имущество физических лиц.
В пункте 2 данного решения установлено, что налоговая база по налогу в отношении каждого объекта налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В пунктах 3.2.1, 3.2.3 данного решения предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются:
0,3 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 4 статьи 52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В пункте 6 статьи 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В пунктах 1, 2, 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как установлено в судебном заседании, приказом УФНС России по Мурманской области от 19.04.2019 № 04-02/64@ функции по урегулированию задолженности физических лиц на территории Мурманской области с 30.04.2019 переданы в Межрайонную ИФНС России № 9 по Мурманской области (пункт 1).
В соответствии с пунктом 6.4 Положения о Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области Инспекция взыскивает в установленном порядке недоимки, а также пени, проценты и штрафы по налогам, сборам и страховым взносам, предъявляет в суды общей юрисдикции иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней, штрафов за налоговые правонарушения, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика.
Таким образом, МИФНС России № 9 по Мурманской области является надлежащим административным истцом по данному административному делу.
Административный ответчик Симанов А.А. в 2014, 2015 годах являлся собственником объекта налогообложения: <данные изъяты> налоговая база в 2014 году - 857 655 рублей, налоговая база в 2015 году - 983 730 рублей, право собственности – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в административном деле сведениями об имуществе налогоплательщика - физического лица и не оспорены административным ответчиком (л.д. 27).
Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество за 2014 год в сумме 643 рубля по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ направлено Симанову А.А. почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 17).
Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество за 2015 год в сумме 1 476 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ направлено Симанову А.А. почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 10).
Таким образом, судом установлено, что административный ответчик знал об обязанности произвести уплату налогов за 2014, 2015 годы, однако в предусмотренный законом срок ее не исполнил.
В налоговом уведомлении отражены сумма налога к уплате по объекту налогообложения, срок уплаты налога, налоговая база, налоговая ставка, количество месяцев владения в налоговом периоде, доля в праве.
Суд соглашается с произведенным расчетом налога на имущество физических лиц за 2014, 2015 годы, поскольку он составлен арифметически верно, с учетом сведений, представленных регистрирующим органом в порядке статьи 85 Налогового кодекса РФ, и установленных налоговых ставок.
Административным ответчиком расчет налога, в том числе количество месяцев владения в налоговом периоде, за который произведено начисление налога, не оспорен. Сведения о том, что в спорный налоговый период административный ответчик не являлся собственником данных объектов, в материалы дела им не представлены.
В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 2014 год в установленный срок налогоплательщику были начислены пени по налогу в сумме 93, 97 рублей и выставлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. Требование направлено ДД.ММ.ГГГГ заказным почтовым отправлением (л.д. 18, 19-22).
В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 2015 год в установленный срок налогоплательщику были начислены пени по налогу в сумме 10, 33 рубля и выставлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. Требование направлено ДД.ММ.ГГГГ заказным почтовым отправлением (л.д. 11, 12).
Кроме того, налогоплательщику выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пеней по налогу на имущество в сумме 15, 04 рубля и пеней по транспортному налогу в сумме 375, 56 рублей (л.д. 13).
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец представил достаточные доказательства обстоятельств, послуживших основанием для взыскания в судебном порядке с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015 годы, а также пеней, начисленных на указанную недоимку.
В материалы дела административным ответчиком представлена копия пенсионного удостоверения, согласно которой ему с 03.11.2011 назначена пенсия по старости (л.д. 40, 41).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 02.11.2013) "О налогах на имущество физических лиц", пунктом 3 Решением Совета депутатов города Мурманска от 08.11.2007 № 42-501 (ред. от 30.01.2014), подпунктом 10 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ, пунктом 4 решения Совета депутатов города Мурманска от 27.11.2014 № 3-37 пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, имеют право на налоговую льготу.
На основании пункта 6 статьи 407 Налогового кодекса РФ лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.
Доводы административного ответчика о том, что он уведомлял налоговый орган о наличии права на льготу по налогу на имущество физических лиц не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что с заявлением о предоставлении льготы Симанов А.А. в налоговый орган в установленном порядке не обращался.
Симанов А.А. в судебное заседание не явился и в соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательства в обоснование своих возражений суду не представил.
Суд не может признать убедительными возражения административного ответчика, ссылающегося на разъяснения ФНС России в письме от 25.06.2019 № БС-4-21/12286@, о том, что налоговая льгота применяется налоговым органом на основании сведений, полученных в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ внесены изменения в главу 32 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество физических лиц».
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации обязан не позднее десяти рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о лицах, в отношении которых органами Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 2018 года приняты решения о назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии, а также о лицах, сведения о которых включены в федеральный реестр инвалидов в течение 2018 года.
Согласно абзацу 4 пункта 6 статьи 407 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ) в случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2, 3, 10, 10.1, 12, 15 пункта 1 настоящей статьи, и имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ предусмотрено, что абзац 4 пункта 6 статьи 407 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года.
В письме ФНС России от 25.06.2019 № БС-4-21/12286@ "О "беззаявительном" порядке предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц" разъяснено, что применение положений пункта 6 статьи 407 Налогового кодекса РФ не зависит от уровня установления налоговых льгот по данному налогу.
Материалами административного дела установлено и из пояснений представителя административного истца следует, что задолженность по налогу на имущество физических лиц у Симанова А.А. образовалась за налоговые периоды 2014, 2015 годы. В связи с изложенным «беззаявительный» порядок предоставления налоговой льготы к спорным правоотношениям не применяется.
Доводы административного ответчика о том, что административным истцом пропущен срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, суд не может признать убедительными на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Материалами дела установлено, что самым ранним требованием об уплате налога является требование № от ДД.ММ.ГГГГ, которым административному ответчику предложено уплатить недоимку по налогу и пени за 2014 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).
В течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, то есть в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общая сумма задолженности Симанова А.А. не превысила 3 000 рублей и составила 2 613, 90 рублей. Трехлетний срок со дня истечения срока исполнения самого раннего требования истек ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем 6-месячный срок для обращения в суд исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что в срок, установленный в требованиях, задолженность по налогу и пени административным ответчиком не были уплачены, ИФНС России по г. Мурманску ДД.ММ.ГГГГ обратилась к мировому судье судебного участка № Октябрьского судебного района г. Мурманска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество за 2014, 2015 годы и пеней.
Судебный приказ по административному делу № 2а-1297/2019 выдан 04.04.2019 и отменен определением от 23.04.2019, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области обратилась с административным исковым заявлением в суд 15.08.2019 (л.д. 8).
Судом установлено, что как с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с административным исковым заявлением после отмены судебного приказа ИФНС России по г. Мурманску и Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области обратились в суд в срок, предусмотренный в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения в суд основаны на неверном толковании пунктов 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
Суд признает административные исковые требования обоснованными, документально подтвержденными, в связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 643 рубля, недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 1 476 рублей и пени в сумме 10 рублей 33 копеек.
В материалы дела административным истцом представлен уточненный расчет пеней по налогу на имущество физических лиц в сумме 10, 33 рубля, который произведен за период с 02.12.2016 по 22.12.2016 на недоимку по налогу за 2015 год в сумме 1 476 рублей.
Расчет пеней произведен в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ, судом проверен, признается арифметически верным. Размер недоимки по налогу и пеней административным ответчиком по каким-либо основаниям не оспорен, доказательства уплаты взыскиваемых сумм не представлены.
Напротив административным истцом в материалы дела представлены сведения из карточки расчета с бюджетом налогоплательщика, подтверждающей наличие не уплаченной задолженности в указанных размерах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, статьей 50, абзацем 10 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ, разъяснениями в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 400 рублей (2 129, 33 рубля х 4%, но не менее 400 рублей).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Мурманской области к Симанову А.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц – удовлетворить.
Взыскать с Симанова А.А., проживающего по <адрес>, в доход соответствующего бюджета недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 643 рубля, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 1 476 рублей, пени в сумме 10 рублей 33 копеек, а всего взыскать в сумме 2 129 (две тысячи двести шестьдесят семь) рублей 33 копейки.
Взыскать с Симанова А.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Хуторцева