Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-362/2023 ~ М-342/2023 от 16.08.2023

Дело № 2а-362/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Пономаревка                                               14 сентября 2023 года

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Щепиной О.В.

при секретаре Неретиной Т.Д.

с участием:

административного истца – старшего помощника прокурора Пономаревского района Оренбургской области Дмитриевой Е.М.

        рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пономаревского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, Совету депутатов муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не разработке, не предоставлении и непринятии проекта нормативно-правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли – продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества, возложении обязанности устранить нарушения

                                                  установил:

Прокурор Пономаревского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации МО Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области (далее – администрация МО Романовский сельсовет), Совету депутатов МО Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц.

В обосновании иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращений с муниципальным имуществом, в ходе которой установлено, что администрацией МО Романовский сельсовет проект нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества не разработан и на рассмотрение Совета депутатов МО Романовский сельсовет не представлен.

Советом депутатов МО Романовский сельсовет нормативный правовой акт, устанавливающий порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества до настоящего момента не принят.

Просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации МО Романовский сельсовет, выразившееся в не разработке и не предоставлении в Совет депутатов МО Романовский сельсовет проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества;

- обязать администрацию МО Романовский сельсовет в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и представить в Совет депутатов МО Романовский сельсовет проект нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества;

- признать незаконным бездействие Совета депутатов МО Романовский сельсовет, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества;

- обязать Совет депутатов МО Романовский сельсовет, в течении 1 месяца с момента предоставления администрацией МО Романовский сельсовет проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества на рассмотрение, принять нормативный правовой акт, устанавливающий порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пономаревского района Дмитриева Е.М. исковые требования поддержала, по изложенным в административном иске основаниям.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации МО Романовский сельсовет не явился, извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просит в иске отказать в полном объеме, в связи с тем, что Советом депутатов МО Романовский сельсовет принято решения № 88 от 01 сентября 2023 года «Об утверждении Порядка подведения итогов продажи муниципального имущества и порядка заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены».

В судебное заседание представитель административного ответчика Совета депутатов МО Романовский сельсовет не явился, извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просит в иске отказать в полном объеме.

Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего сельского поселения.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2022 года № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;

5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2022 года № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», компетенция органов местного самоуправления определяется правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют функции по продаже и муниципального имущества.

По смыслу ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», муниципальное имущество может быть продано без объявления цены, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

При этом, подведение итогов продажи муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном органом местного самоуправления.

Федеральный закон от 06 октября 2022 года № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет исполнительные органы местного самоуправления полномочиями по разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление полномочий по решению вопросов местного значения поселений и представление указанных проектов на рассмотрение представительными органам муниципального образования.

В соответствии с ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2022 года № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации», в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В силу требований ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2022 года № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельских поселений относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Согласно положениям ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», органами местного самоуправления субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается имущественная поддержка, в том числе выраженная в передаче во владение и пользование муниципального имущества.

Из справки о результатах проверки соблюдения требований законодательства в сфере обращения с муниципальным имуществом от 29 июня 2023 года следует, что администрацией МО Романовский сельсовет проект нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества не разработан и на рассмотрение Совета депутатов МО Романовский сельсовет не представлен.

Советом депутатов МО Романовский сельсовет нормативный правовой акт, устанавливающий порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества до настоящего момента не принят.

Учитывая изложенное, администрацией МО Романовский сельсовет, Советом депутатов МО Романовский сельсовет вышеуказанные факты, остаются без внимания, никаких мер к устранению нарушений не предпринимается.

Данное бездействие нарушает интересы муниципального образования, о также иных граждан и организаций, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, что является недопустимым.

Учитывая изложенное, требования административного истца о признании незаконным бездействия административных ответчиков, выразившегося в не разработке и не предоставлении в Совет депутатов МО Романовский сельсовет проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества, а также непринятии Советом депутатов МО Романовский сельсовет нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Между тем, в ходе рассмотрения настоящего дела административным ответчиком – Советом депутатов МО Романовский сельсовет принято решение № 88 от 01 сентября 2023 года «Об утверждении Порядка подведения итогов продажи муниципального имущества и порядка заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены».

Таким образом, установлено, что на дату рассмотрения административного иска ответчиками полностью исполнены заявленные административным истцом требования, в связи с чем, права неопределенного круга лиц на ознакомление с соответствующей информацией в сфере обращения с муниципальным имуществом восстановлены.

Учитывая изложенное, у суда отсутствуют основания для возложения на административных ответчиков обязанности разработать и представить в Совет депутатов МО Романовский сельсовет проект нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества, а также принять нормативный правовой акт, устанавливающий порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества.

При таких обстоятельствах, заявленные требования прокурора Пономаревского района Оренбургской области подлежат удовлетворению частично в силу того, что оспариваемые бездействия к моменту судебного разбирательства перестали затрагивать права и интересы неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Пономаревского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, выразившееся в не разработке и не предоставлении в Совет депутатов МО Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                      О.В. Щепина

В окончательной форме решение изготовлено 20 сентября 2023 года.

Судья                                                                                      О.В. Щепина

2а-362/2023 ~ М-342/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Пономаревского района
Ответчики
Совет депутатов МО Романовский сельсовет
Администрация МО Романовский сельсовет
Суд
Пономаревский районный суд Оренбургской области
Судья
Щепина О.В.
Дело на сайте суда
ponomarevsky--orb.sudrf.ru
16.08.2023Регистрация административного искового заявления
16.08.2023Передача материалов судье
16.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее