Дело № 2а-362/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Пономаревка 14 сентября 2023 года
Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Щепиной О.В.
при секретаре Неретиной Т.Д.
с участием:
административного истца – старшего помощника прокурора Пономаревского района Оренбургской области Дмитриевой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пономаревского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, Совету депутатов муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не разработке, не предоставлении и непринятии проекта нормативно-правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли – продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества, возложении обязанности устранить нарушения
установил:
Прокурор Пономаревского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации МО Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области (далее – администрация МО Романовский сельсовет), Совету депутатов МО Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц.
В обосновании иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращений с муниципальным имуществом, в ходе которой установлено, что администрацией МО Романовский сельсовет проект нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества не разработан и на рассмотрение Совета депутатов МО Романовский сельсовет не представлен.
Советом депутатов МО Романовский сельсовет нормативный правовой акт, устанавливающий порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества до настоящего момента не принят.
Просит суд:
- признать незаконным бездействие администрации МО Романовский сельсовет, выразившееся в не разработке и не предоставлении в Совет депутатов МО Романовский сельсовет проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества;
- обязать администрацию МО Романовский сельсовет в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и представить в Совет депутатов МО Романовский сельсовет проект нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества;
- признать незаконным бездействие Совета депутатов МО Романовский сельсовет, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества;
- обязать Совет депутатов МО Романовский сельсовет, в течении 1 месяца с момента предоставления администрацией МО Романовский сельсовет проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества на рассмотрение, принять нормативный правовой акт, устанавливающий порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества.
В судебном заседании старший помощник прокурора Пономаревского района Дмитриева Е.М. исковые требования поддержала, по изложенным в административном иске основаниям.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации МО Романовский сельсовет не явился, извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просит в иске отказать в полном объеме, в связи с тем, что Советом депутатов МО Романовский сельсовет принято решения № 88 от 01 сентября 2023 года «Об утверждении Порядка подведения итогов продажи муниципального имущества и порядка заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены».
В судебное заседание представитель административного ответчика Совета депутатов МО Романовский сельсовет не явился, извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просит в иске отказать в полном объеме.
Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего сельского поселения.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2022 года № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2022 года № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», компетенция органов местного самоуправления определяется правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют функции по продаже и муниципального имущества.
По смыслу ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», муниципальное имущество может быть продано без объявления цены, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.
При этом, подведение итогов продажи муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном органом местного самоуправления.
Федеральный закон от 06 октября 2022 года № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет исполнительные органы местного самоуправления полномочиями по разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление полномочий по решению вопросов местного значения поселений и представление указанных проектов на рассмотрение представительными органам муниципального образования.
В соответствии с ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2022 года № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации», в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу требований ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2022 года № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельских поселений относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Согласно положениям ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», органами местного самоуправления субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается имущественная поддержка, в том числе выраженная в передаче во владение и пользование муниципального имущества.
Из справки о результатах проверки соблюдения требований законодательства в сфере обращения с муниципальным имуществом от 29 июня 2023 года следует, что администрацией МО Романовский сельсовет проект нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества не разработан и на рассмотрение Совета депутатов МО Романовский сельсовет не представлен.
Советом депутатов МО Романовский сельсовет нормативный правовой акт, устанавливающий порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества до настоящего момента не принят.
Учитывая изложенное, администрацией МО Романовский сельсовет, Советом депутатов МО Романовский сельсовет вышеуказанные факты, остаются без внимания, никаких мер к устранению нарушений не предпринимается.
Данное бездействие нарушает интересы муниципального образования, о также иных граждан и организаций, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, что является недопустимым.
Учитывая изложенное, требования административного истца о признании незаконным бездействия административных ответчиков, выразившегося в не разработке и не предоставлении в Совет депутатов МО Романовский сельсовет проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества, а также непринятии Советом депутатов МО Романовский сельсовет нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Между тем, в ходе рассмотрения настоящего дела административным ответчиком – Советом депутатов МО Романовский сельсовет принято решение № 88 от 01 сентября 2023 года «Об утверждении Порядка подведения итогов продажи муниципального имущества и порядка заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены».
Таким образом, установлено, что на дату рассмотрения административного иска ответчиками полностью исполнены заявленные административным истцом требования, в связи с чем, права неопределенного круга лиц на ознакомление с соответствующей информацией в сфере обращения с муниципальным имуществом восстановлены.
Учитывая изложенное, у суда отсутствуют основания для возложения на административных ответчиков обязанности разработать и представить в Совет депутатов МО Романовский сельсовет проект нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества, а также принять нормативный правовой акт, устанавливающий порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества.
При таких обстоятельствах, заявленные требования прокурора Пономаревского района Оренбургской области подлежат удовлетворению частично в силу того, что оспариваемые бездействия к моменту судебного разбирательства перестали затрагивать права и интересы неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Пономаревского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, выразившееся в не разработке и не предоставлении в Совет депутатов МО Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, устанавливающего порядок заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.В. Щепина
В окончательной форме решение изготовлено 20 сентября 2023 года.
Судья О.В. Щепина