Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4/2020 (2а-198/2019;) ~ М-225/2019 от 16.12.2019

Дело № 2а-4/2020

УИД 75RS0020-01-2019-000412-50

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Верх-Усугли        14 января 2020 года

Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Сенотрусовой Т.Ю.,

при секретаре Филатовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тунгокоченского района Забайкальского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального района «Тунгокоченский район» о признании незаконным бездействия, выразившееся в не организации водоснабжения для питьевых целей с. Кыкер и с. Ульдурга Тунгокоченского района, возложение обязанности организовать водоснабжение,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры края проведена проверка по доводам обращения жителей с. Усугли и с. Ульдурга по вопросам нарушений ООО «Забпродукт» природоохранного и лицензионного законодательства при освоении месторождения, в результате которой установлено, что в настоящее время в с. Ульдурга пробурена скважина, однако не запущена, поскольку не получено разрешение на её подключение к электроэнергии. Жители используют для питья воду из р. Кучегер впадающей в р. Ульдурга. Также в с. Ульдурга осуществляется подвоз воды. В с. Усугли имеется артезианская скважина, из которой обеспечивается водоснабжение жителей с. Усугли, вода для питьевых нужд из р. Ульдурга не используется. Таким образом, администрацией муниципального района «Тунгокоченский район» допущено ненадлежащее осуществление полномочий по организации в границах сельского поселения водоснабжения в сельском поселении «Усуглинское» (с. Ульдурга), не организован подвоз воды населению. Источник водоснабжения в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в данном поселении отсутствует. Население использует для этих целей реку Ульдурга, которая не является организованным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта отсутствуют, что является нарушением требований ст. 11, ч. 1,3 ст. 18, ч.1,3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.99 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ч.9 ст. 7 пп. 1.1 п.10 ч.1 ст. 6, ч.2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ « О водоснабжении и водоотведении»; п.4 ч.1 ст. 14, ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».04.12.2019г. начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю городе Шилка в администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» вынесено предписание об устранении указанных нарушений в срок до 02.03.2019 г. В августе 2019г. прокуратурой района в связи с размещением в сети «Интернет» статьи «Два села в Забайкалье пьют воду из реки без её проверок» проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, в ходе которой установлено бездействие администрации муниципального района «Тунгокоченский район». В нарушении норм Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоснабжение в сельском поселении «Кыкерское» не организовано, в связи с чем, жители сельского поселения вынуждены использовать в питьевых и хозяйственно-бытовых целях воду из рек, что недопустимо и требует незамедлительного устранения. 15.08.2019 г. прокурором района в адрес первого заместителя руководителя администрации муниципального района «Тунгокоченский район» вынесено представление, которое рассмотрено. Из ответа на представление следует, что в план социального развития ЦЭР на 2020 г. включено мероприятие по устройству артезианской скважины в с. Кыкер, в разрабатываемую государственную программу «Развитие сельских территорий на 2020-2024 годы» включено мероприятие по приобретению водовозной машины в 2021 году.

Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий, необходимых для организации водоснабжения населения различными способами с соблюдением основных целей и принципов государственной политики в сфере водоснабжения, изложенных в ст.3 Федерального закона №416 ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении».

В настоящее время нарушения не устранены, население с. Кыкер, с. Ульдурга питьевой водой не обеспечено, что не позволяет обеспечить право граждан на охрану здоровья, предусмотренного ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Административный истец просит суд признать бездействие администрации муниципального района «Тунгокоченский район», выразившееся в не организации водоснабжения для питьевых целей с. Кыкер и с. Ульдурга Тунгокоченского района, незаконным. Возложить на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» обязанность организовать надлежащее водоснабжение для питьевых целей в с. Кыкер, с. Ульдурга Тунгокоченского района. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании административный истец - помощник прокурора Чернобук Ю.Б. уточнила исковые требования, просила признать бездействие администрации муниципального района «Тунгокоченский район», выразившееся в не организации водоснабжения для питьевых целей с. Кыкер и с. Ульдурга Тунгокоченского района, незаконным. Возложить на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» обязанность организовать надлежащее водоснабжение для питьевых целей в с. Кыкер, с. Ульдурга Тунгокоченского района в срок до 01 августа 2020 года.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального района «Тунгокоченский район» О.В. Лескова, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что администрация не располагает финансовыми возможностями для исполнения административных требований прокурора.

Заинтересованное лицо - Администрация сельского поселения «Усуглинское», в судебное заседание своего представителя не направило, о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещено, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо - Администрация сельского поселения «Кыкерское», в судебное заседание своего представителя не направило, о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещено, не ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав и оценив имеющиеся материалы дела, суд находит, что административные исковые требования истца подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч.1.1 указанной статьи).

Названный федеральный закон, разграничивая полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления (статьи 4, 5, 6, 6.1), одновременно указывает в качестве целей и принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (статья 3 Закона N 416-ФЗ).

В силу ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с частью 9 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила холодного водоснабжения и водоотведения утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года N 644.

Вышеуказанными правилами предусмотрено, что органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.

Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой Тунгокоченского района проверки, во исполнение поручения прокуратуры Забайкальского края, соблюдения природоохранного и лицензионного законодательства, выявлено и не оспаривается ответчиком, что в границах сельских поселений «Кыкерское» (с. Кыкер) и «Усуглинское» (с.Ульдурга) не организовано водоснабжение для питьевых нужд (л.д.6).

Из акта проверки от 14.11.2019г., проведённой прокуратурой Тунгокоченского района, следует, что в с. Ульдурга пробурена скважина, однако не запущена, рядом со скважиной имеется электрический столб, но к электрическим проводам он не подключен. Жители используют для питья воду из р. Кучегер, впадающей в р. Ульдурга. Кроме того, в с. Ульдурга осуществляется подвоз воды, что так же следует из объяснений главы сельского поселения «Усуглинское» и специалистов администрации поселения (л.д.10-11,12).

Из объяснений жителей с. Ульдурга следует, что для питьевых целей они берут воду из р. Ульдурга, скважина в селе пробурена, но не запущена (л.д.20-21, 22-23).

Заключениями и от 19.11.2019г. Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае», установлено, что вода открытого водоёма, отобранная по адресу: Забайкальский край Тунгокоченский район, 800 м. от села Ульдурга, река Ульдурга, по санитарно-химическим показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (л.д.40-41, 47).

Судом установлено, что 15.08.2019 года в адрес администрации муниципального района «Тунгокоченский район» прокуратурой Тунгокоченского района направлено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении, в котором указывалось на отсутствие в сельском поселении «Кыкерское» Тунгокоченского района Забайкальского края» водоснабжения, в связи с чем, жители поселения вынуждены использовать в питьевых и хозяйственно-бытовых целях воду из рек, предлагалось принять меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствующих, и недопущению их впредь (л.д.50-51).

Из ответа на представление следует, что администрация района считает необходимым организовать обеспечение безопасным питьевым водоснабжение население сельского поселения «Кыкерское», в рамках этого, в план социального развития ЦЭР на 2020 г. включено мероприятие по устройству артезианской скважины в с. Кыкер, в разрабатываемую государственную программу «Развитие сельских территорий на 2020-2024 годы» включено мероприятие по приобретению водовозной машины в 2021 году (л.д.52).

Актом проверки от 28.10.2019 года Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, установлено, что при проведении внеплановой документарной проверки в отношении администрации муниципального района «Тунгокоченский район» выявлены нарушения обязательных требований санитарного законодательства, а именно, допущено ненадлежащее осуществление полномочий по организации в границах сельского поселения водоснабжения населения, а именно не организовано водоснабжение в сельском поселении «Кыкерское» (с. Кыкер, с. Акима), не организован подвоз питьевой воды населению, источники водоснабжения отсутствуют, население использует в питьевых и хозяйственно-бытовых целях воду из реки Нерча, которая не является организованным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям, отсутствуют (л.д.58-62).

В адрес администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю 28.10.2019 года вынесено предписание, об устранении нарушений, выявленных при проверке в срок до 31.01.2020 года (л.д.55-57).

Актом проверки от 04.12.2019 года Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, установлено, что при проведении внеплановой документарной проверки в отношении администрации муниципального района «Тунгокоченский район» выявлены нарушения обязательных требований санитарного законодательства, а именно, допущено ненадлежащее осуществление полномочий по организации в границах сельского поселения водоснабжения населения, а именно не организовано водоснабжение в сельском поселении «Усуглинское» (с. Ульдурга), не организован подвоз питьевой воды населению, источники водоснабжения отсутствуют, население использует в питьевых и хозяйственно-бытовых целях воду из реки Ульдурга, которая не является организованным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям, отсутствуют (л.д.24-28).

В адрес администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю 04.12.2019 года вынесено предписание, об устранении нарушений, выявленных при проверке в срок до 02.03.2020 года (л.д.48-49).

Таким образом, проанализировав вышеуказанные нормы закона, суд приходит к выводу, что поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по организации надлежащего водоснабжения населения муниципального района «Тунгокоченский район» является обязанностью органов местного самоуправления, то ответственность за неисполнение требований законодательства о водоснабжении, возлагается на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район».

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Исследовав представленные материалы, суд находит, что административный ответчик, в нарушение норм Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416 «О водоснабжении и водоотведении», не предпринял соответствующих мер по выполнению возложенных на него полномочий по организации водоснабжения населения питьевой водой, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, что приводит к нарушению прав граждан на охрану здоровья. Доказательств обратного, ответчиком суду представлено не было. С учетом изложенного, суд признает оспариваемое бездействие незаконным.

Доводы административного ответчика - администрации муниципального района «Тунгокоченский район» о принятии надлежащих мер по обеспечению населения с. Кыкер и с. Ульдурга водоснабжением (включение в программу на 2020-2024 гг., поиск финансирования) судом не могут быть признаны обоснованными, поскольку обязанность по снабжению населения указанных сел водоснабжением законодательством возложена на административного ответчика, на момент рассмотрения иска в суде выявленные нарушения не устранены, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Учитывая объем работ, подлежащих выполнению ответчиком, суд полагает возможным установить администрации муниципального района «Тунгокоченский район» срок для исполнения решения суда до 01 августа 2020 года.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования заместителя прокурора Тунгокоченского района Забайкальского края - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края, выразившееся в не организации питьевого водоснабжения на территории с. Кыкер и с. Ульдурга Тунгокоченского района Забайкальского края.

Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края организовать надлежащее водоснабжение для питьевых целей в сёлах Кыкер и Ульдурга Тунгокоченского района Забайкальского края в срок до 01 августа 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его провозглашения.

Председательствующий                                                           Т.Ю. Сенотрусова

В полном объеме мотивированное решение составлено 20 января 2020 года

2а-4/2020 (2а-198/2019;) ~ М-225/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Тунгкоченского района
Ответчики
Администрация МР "Тунгкоченский район"
Другие
Администрация с/п "Кыкерское"
Администрация с/п "Усуглинское"
Суд
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края
Судья
Сенотрусова Татьяна Юрьевна
Дело на сайте суда
tungokocha--cht.sudrf.ru
16.12.2019Регистрация административного искового заявления
16.12.2019Передача материалов судье
18.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2020Судебное заседание
20.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2020Дело оформлено
02.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее