УИД 30RS0009-01-2022-001551-38
№2а-1136/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 декабря 2022 г.
Камызякский районный суд Астраханской области в составе
председательствующего судьи Шараевой Г. Е.
при секретаре Барсуковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Камызякского района Астраханской области В. В. Аксенова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Поселок Волго-Каспийский", заинтересованному лицу Муниципальному унитарному предприятию "Жилкоммунхоз" п. Волго-Каспийский о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора Камызякского района Астраханской области Аксенов В. В. обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Поселок Волго-Каспийский" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, указав в обоснование, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией МО "Поселок Волго-Каспийский" законодательства о концессионных соглашениях, по результатам которой установлено следующее. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Согласно ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и пользования централизованным системами холодного водоснабжения и водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящихся в муниципальной собственности, срок эксплуатации которых составляет более 5 лет, осуществляется только по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях по результатам открытого конкурса. Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Постановлением администрации МО "Поселок Волго-Каспийский" от 15.03.2022 № 32 утвержден перечень объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, принадлежащих на праве собственности МО "Поселок Волго-Каспийский", в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения в 2022 г. Вопреки требованиям Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" администрацией МО "Поселок Волго-Каспийский" конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов не объявлен, конкурсная документация не утверждена, объекты водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, по концессионному соглашению не переданы, что свидетельствует о ненадлежащей реализации полномочий в сфере обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышения качества услуг, предоставляемых потребителям. Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО "Поселок Волго-Каспийский" по непринятию мер по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоотведения, перечень, которых утвержден постановлением администрации МО "Поселок Волго-Каспийский" от 15.03.2022 № 32. Обязать администрацию МО "Поселок Волго-Каспийский" в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоотведения, перечень которых утвержден постановлением администрации МО "Поселок Волго-Каспийский" от 15.03.2022 № 32.
В судебном заседании старший помощник прокурора Камызякского района Астраханской области Агаев Д. Т. изложенные в административном исковом заявлении доводы и требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации МО "Поселок Волго-Каспийский" Митрофанова Н.А. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований не возражала.
Представитель заинтересованного лица – МУП "Жилкоммунхоз" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в представленном в суд заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, с исковыми требованиями согласен.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 ст. 39 КАС РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интереса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании пункта 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Статьей 41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие после 05 декабря 2015 года, установлено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и водоотведения, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, после 1 января 2015 года передача прав на объекты водоснабжения и водоотведения может быть осуществлена только на основании концессионных соглашений.
Согласно ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.
Порядок заключения концессионных соглашений определен ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", согласно которой концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Федерального закона.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32 настоящего Федерального закона, частями 2, 2.1, 2.2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
В соответствии с. ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан: осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; 3) осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедент; 4) обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителям соответствующих товаров, работ, услуг; 5) предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актам органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; 6) поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
Как установлено судом и следует из материалов дела, муниципальное образование "Поселок Волго-Каспийский" Камызякского района Астраханской области является собственником недвижимого имущества: водоснабжение - очистные сооружения водопровода <адрес>, теплоснабжение - котельная <адрес>А, водоотведение - очистные сооружения канализации <адрес>А.
В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Жилкоммунхоз" п. Волго-Каспийский от 09.01.2014 и актом № от 09.01.2014 за муниципальным унитарным предприятием "Жилкоммунхоз" п. Волго-Каспийский на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности МО "Поселок Волго-Каспийский" Камызякского района Астраханской области согласно перечню муниципального имущества, а именно оборудование котельной с разводящими сетями, водозабор с оборудованием и водопровод с сетями, очистные сооружения, канализация с сетями.
Постановлением администрации МО "Поселок Волго-Каспийский" Камызякского района Астраханской области от 15 марта 2022 г. № 32 утвержден перечень объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Поселок Волго-Каспийский", планируемых к передаче в концессию.
В перечне объектов водоснабжения и водоотведения МО "Поселок Волго-Каспийский", планируемых к передаче в концессию указаны следующие объекты недвижимого имущества: водоснабжение - очистные сооружения водопровода <адрес>, теплоснабжение - котельная <адрес>А, водоотведение - очистные сооружения канализации <адрес>А.
Из сообщения главы администрации МО "Поселок Волго-Каспийский" от 11.11.2022 следует, что нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок заключения концессионных соглашений не разработан, конкурсная комиссия для проведения конкурса не создана, открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоотведения не проводился.
В силу законодательства о концессионных соглашениях, с момента поступления имущества в собственность, администрация муниципального образования «Поселок Волго-Каспийский» обязана незамедлительно в предусмотренном порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, тем самым выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создавав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки.
Конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоотведения административным ответчиком не проводились.
Обстоятельства, объективно препятствующие административному ответчику осуществить мероприятия по передаче вышеуказанного имущества по концессионному соглашению, по административному делу не установлены.
В этой связи со стороны административного ответчика имеет место незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования, пользующихся услугами водоотведения.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, во исполнение действующего законодательства суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст. 3, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Камызякского района Астраханской области В. В. Аксенова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Поселок Волго-Каспийский", заинтересованному лицу Муниципальному унитарному предприятию "Жилкоммунхоз" п. Волго-Каспийский о признании бездействия незаконным и возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО "Поселок Волго-Каспийский" по непринятию мер по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоотведения, перечень которых утвержден постановлением администрации МО "Поселок Волго-Каспийский" Камызякского района Астраханской области от 15.03.2022 № 32.
Обязать администрацию МО "Поселок Волго-Каспийский" Камызякского района Астраханской области в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоотведения, перечень которых утвержден постановлением администрации МО "Поселок Волго-Каспийский" Камызякского района Астраханской области от 15.03.2022 № 32.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда с подачей жалобы через Камызякский районный суд Астраханской области в течение одного месяца со дня его вынесения.
Решение изготовлено в совещательной комнате и отпечатано на компьютере.
Судья подпись Г. Е. Шараева