УИД: 66RS0017-01-2023-000574-12
Гражд. дело № 2-15/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об оставлении заявления без рассмотрения
п. Арти 16 января 2024 года
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Гусаровой К.В.,
с участием представителя административного истца, МАОУ «Сажинская средняя общеобразовательная школа» директора Половникова С.Ф.,
представителя административного истца, МАОУ «Сажинская средняя общеобразовательная школа» Сташкиной С.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя административного ответчика ОНДиПР АГО Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Туканова А.В., представившего служебное удостоверение ГПН № от 21.10.2022
административного ответчика старшего инспектора ОНДиПР Артинского городского округа Сыропятовой Н.Л., представившую служебное удостоверение ГПН № от 09.03.2022
представителя заинтересованного лица Администрации Артинского городского округа Омельковой Л.И., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.
представителя заинтересованного лица Управления образования Администрации Артинского городского округа, Сташкиной С.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
при секретаре Тукановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Сажинская средняя общеобразовательная школа» к Отделению надзорной деятельности и профилактической работы Артинского городского округа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, старшему инспектору ОНДиПР Артинского городского округа Сыропятовой Н. Л. и ГУ МЧС России по <адрес> о признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально МАОУ «Сажинская СОШ» обратилось в суд с административным исковым заявлением к ОНДиПР АГО Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований.
В обоснование заявленных требований директор МАОУ «Сажинская СОШ» Половников С.Ф. указал, что в отношении МАОУ «Сажинская СОШ» проведена внеплановая выездная проверка. МАОУ «Сажинская СОШ» вменяется невыполнение требований по обслуживанию и содержанию объекта гражданской обороны-бомбоубежища по адресу: Свердловская область, Артинский район, с. Сажино, ул. Чухарева, д. 1 «А». По итогам проверки вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований от 11.08.2023 №-В/ПВП. Считает данное предписание незаконным, полагает, что для привлечения к административной ответственности и возложению обязанностей по предписанию должна предшествовать проверка наличия юридических прав на объект проверки. Согласно договора оперативного управления с КУИ Администрации АГО от ДД.ММ.ГГГГ № в оперативное управление МАОУ «Сажинская СОШ» никаких защитных сооружений не передавалось. Объектов гражданской обороны в реестрах муниципальной собственности не значится. МАОУ «Сажинская СОШ» не является организацией, в ведении которой отнесены объекты гражданской обороны. Подвальное помещение по вышеуказанному адресу как спецподвал (объект гражданской обороны) на учете не состоит. В связи с чем, просит признать незаконным предписание об устранении обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №-В/ПВП, вынесенное ОНДиПР АГО Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, отменить его.
Определением от 28.09.2023 в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Артинского городского округа.
Определением от 24.10.2023 к участию в административном деле в качестве соответчиков привлечены старший инспектор ОНДиПР Артинского городского округа Сыропятова Н. Л. и ГУ МЧС России по Свердловской области.
Определением от 23.11.2023 в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление образованием Администрации Артинского городского округа и Территориальное управление Росимущества в Свердловской области.
Представитель административного истца МАОУ «Сажинская СОШ» Сташкина С.С., действующая по доверенности, в судебном заседании на требованиях настаивала, обосновав их доводами, изложенными в заявлении, дополнительно пояснила, что ПРУ должно быть поставлено на кадастровый учет, иметь паспорт, в нашем случае ЗС ГО на кадастровом учете не стоит, паспорт отсутствует. ПРУ должным образом школе не передавалось, в КУИ Администрации Артинского ГО не значится. Полагает, что наличие сведений о ЗС ГО в журнале МЧС не накладывает на МАОУ «Сажинская СОШ» обязанности по содержанию данного объекта. Кроме того, у школы отсутствует функция по содержанию ПРУ в надлежащем состоянии, нет даже такой статьи расходов.
Представитель административного истца МАОУ «Сажинская СОШ», директор Половников С.Ф. административные исковые требования поддержал, основываясь на доводах изложенных в административном исковом заявлении и представителем Сташкиной С.С.
Административный ответчик старший инспектор ОНДиПР Артинского городского округа Сыропятова Н.Л. в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления возражала, предварительно представила письменные возражения, в которых указала на то, что у МАОУ «Сажинская СОШ» имелась возможность для соблюдения требований в области гражданской обороны, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, поскольку спорное нежилое здание, в подвальном помещении которого находится защитное сооружение гражданской обороны передано на праве оперативного управления МАОУ «Сажинская СОШ». Вместе с тем МАОУ «Сажинская СОШ» не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований в области гражданской обороны, МАОУ «Сажинская СОШ» не ведет работу по поддержанию в постоянной готовности ЗС ГО и ЗС ГО до сегодняшнего дня является не готовым для укрытия. Кроме того, МАОУ «Сажинская СОШ» нарушен порядок досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, установленный Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в связи с чем, просила оставить требования административного истца без удовлетворения, а предписание в законной силе.
Представитель административного ответчика ОНДиПР АГО Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Туканов А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по основаниям, изложенным в письменном возражении, которое озвучила Сыропятова Н.Л.
Административный ответчик ГУ МЧС России по Свердловской области своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не просил об отложении судебного заседания, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявлял.
Представитель заинтересованного лица Администрации Артинского городского округа Омелькова Л.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании позицию МБОУ «Свердловская СОШ» поддержала, считает предписание выдано незаконно.
Представитель заинтересованного лица Управления образованием Администрации Артинского городского округа, Сташкина С.С., действующая по доверенности в судебном заседании требования административного истца поддержала, просила удовлетворить, предварительно представила письменный отзыв, в котором указала, что Управление образованием Администрации АГО является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственного муниципального учреждения – МБОУ «Свердловская СОШ». Считает, что мероприятия по гражданской обороне и защите населения являются расходными обязательствами Российской Федерации, то есть, чтобы школа содержала и поддерживала в исправном состоянии ПРУ ей должно быть выделено федеральное финансирование на указанные цели. Вместе с тем, согласно Устава школы и финансовых документов, полномочий по содержанию противорадиационных укрытий на МБОУ «Свердловская СОШ» не передавалось. Само противорадиационное укрытие школе не передавалось. Кроме того, в 2018 комиссией, в которую не входили ни Управление образованием Администрации АГО, ни МБОУ «Свердловская СОШ», принято решение о списании данного ПРУ и отсутствии потребности в нем на территории Артинского городского округа.
Заинтересованное лицо – Территориальное управление Росимущества в Свердловской области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Представитель административного истца МАОУ «Сажинская СОШ» Сташкина С.С., действующая по доверенности по поводу нарушения порядка досудебного обжалования суду пояснила, что вопрос по материалам проверки рассматривался Управлением образования Администрации Артинского городского округа уже только в сентябре, то есть к этому времени они уже пропустили 10-дневный срок обжалования предписания, а пропуск срока обжалования предписания является самостоятельным основанием для отказа, поэтому они посчитали обращение в суд единственной возможностью защиты нарушенных прав административного истца.
Руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителей административного истца, административных ответчиков, заинтересованных лиц, изучив материалы административного дела, суд считает заявление подлежащим оставлению без рассмотрения по следующим основаниям:
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что в период с 09.08.2023 по 11.08.2023 старшим инспектором ОНДИПР Артинского городского округа Сыропятовой Н.Л. и дознавателем ОНДиПР Артинского городского округа Некрасовым Н.В. в рамках федерального государственного надзора в области гражданской обороны проведена внеплановая выездная проверка МАОУ «Сажинская СОШ», по результатам которой контролируемому лицу выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований.
Из данного акта следует, что выявлены следующие нарушения: защитное сооружение не пригодно к приему укрываемых; не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны организации к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту, замене защитных устройств в и внутреннего инженерно-технического оборудования; не разработана и не хранится в ЗСГО следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений, находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по использованию средств индивидуальной защиты, инструкция по противопожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, список телефонов; не обеспечена герметичность убежища; отсутствует знак убежища гражданской обороны; не организовано проведение комплексной проверки ЗС ГО (1 раз в 3 года); ЗС ГО не обеспечено мебелью, оборудованием, нарами и т.п. в соответствии с нормативными требованиями.
Старшим инспектором ОНДиПР Артинского городского округа Сыропятовой Н.Л. 11.08.2023 в адрес административного истца внесено предписание об устранении нарушений обязательных требований. Срок устранения нарушений установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное предписание получено 11.08.2023 и/о директора МАОУ «Сажинская СОШ» Неверовой Н.А. лично, о чем имеется ее подпись в предписании.
Частью 3 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ) правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ установлено, что контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование: решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий; актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений.
Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 указанной статьи, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 поименованной статьи. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (часть 1 статьи 40 ФЗ N 248-ФЗ).
При этом частью 2 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ установлено, что судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Исходя из части 13 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ, в отношении ряда видов контроля с 01.07.2021 применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.04.2021 N 663 к таким видам контроля относится, в частности Федеральный государственный надзор в области гражданской обороны.
В силу приведенных норм, предписание об устранении нарушений обязательных требований могут быть обжалованы в судебном порядке только после их досудебного обжалования в Отделение надзорной деятельности и профилактической работы Артинского городского округа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В материалы административного дела административным истцом не представлены сведения о соблюдении указанного выше обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Кроме того, указанный факт сторонами не оспаривался в судебном заседании.
Учитывая вышеизложенное, на основании пункта 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный иск Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Сажинская средняя общеобразовательная школа» к Отделению надзорной деятельности и профилактической работы Артинского городского округа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, старшему инспектору ОНДиПР Артинского городского округа Сыропятовой Н. Л. и ГУ МЧС России по Свердловской области о признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований подлежит оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 196, 197 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ :
Административное исковое заявление Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Сажинская средняя общеобразовательная школа» к Отделению надзорной деятельности и профилактической работы Артинского городского округа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, старшему инспектору ОНДиПР Артинского городского округа Сыропятовой Н. Л. и ГУ МЧС России по <адрес> о признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований оставить без рассмотрения.
Разъяснить административному истцу, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На данное определение суда может быть подана частная жалоба в Свердловский областной суд через Артинский районный суд в течение 15 дней.
Определение отпечатано судьей собственноручно.
Судья К.В. Гусарова