Дело № 3а-76/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2021 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Г.И.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л.,
с участием представителя административного истца Стратьева А.В.,
представителя бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,
представителя Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Степанова Савелия Владимировича к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости,
установил:
Степанов С.В. 24 декабря 2020 года обратился в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года равной 5129000 руб.
Административный иск мотивирован тем, что Степанову С.В. на праве собственности принадлежит указанное нежилое помещение, кадастровая стоимость которого установлена по состоянию на 01 января 2018 года в размере 10924438 руб. 09 коп. Согласно отчету № 02-46-20Ц рыночная стоимость принадлежащего истцу нежилого помещения по состоянию на 01 января 2018 года составляет 5129000 руб. Размер кадастровой стоимости нежилого помещения влияет на размер уплачиваемого истцом налога на имущество физических лиц и затрагивает права и обязанности истца.
В судебном заседании представитель административного истца Стратьев А.В. требования административного искового заявления поддержал.
Представители привлеченных судом в качестве соответчиков Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В., бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В., а также представитель заинтересованного лица администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики Александров П.В. не возражали против удовлетворения требований административного истца.
Административный истец Степанов С.В. в судебное заседание не явился.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике – Чувашии, своевременно и надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Представителем Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике – Чувашии представлены отзывы, иными лицами - заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителей сторон и заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также Федеральный закон № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Та же норма в редакции на дату определения кадастровой стоимости спорного объекта (на 01 января 2018 года) предусматривала, что кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Из материалов дела следует, что административный истец Степанов С.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью ... кв. м, расположенного по адресу: адрес.
Право собственности Степанова С.В. на указанное нежилое помещение зарегистрировано 03 мая 2018 года.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), расположенных на территории Чувашской Республики (приложение № 1), кадастровая стоимость спорного нежилого помещения с кадастровым номером № составляет 11074266 руб. 82 коп.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 декабря 2020 года на указанную дату (01 января 2018 года) кадастровая стоимость названного объекта недвижимости также составляет 11074266 руб. 82 коп., дата утверждения кадастровой стоимости 01 января 2019 года, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН 01 января 2019 года.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 ст. 402 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения 01 января 2016 года.
Поскольку административный истец Степанов С.В. является собственником указанного выше нежилого помещения, а размер налога на имущество физических лиц определяется в зависимости от кадастровой стоимости указанного нежилого помещения, то результаты кадастровой оценки затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем он вправе обратиться в суд с заявленным требованием.
В обоснование своего требования административным истцом в суд представлен отчет ООО «Центр оценки, экспертизы, консалтинга «Автопрогресс» № 02-46-20Ц от 21 декабря 2020 года, согласно которому рыночная стоимость указанного нежилого помещения по состоянию на 01 января 2018 года составляет 5129000 руб.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Анализируя содержание представленного административным истцом отчета, оценив его по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о соответствии отчета требованиям главы 6 КАС РФ, Федерального закона № 135-ФЗ, Федеральным стандартам оценки, непротиворечии его существующим принципам и методикам проведения оценки.
С указанным в отчете ООО «Центр оценки, экспертизы, консалтинга «Автопрогресс» обоснованием рыночной стоимости спорного объекта суд полагает возможным согласиться.
Участвующими в деле лицами доказательств, опровергающих изложенные в названном отчете выводы, не представлено. Ходатайства о назначении судебной экспертизы по настоящему делу не заявлены.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным принять отчет ООО «Центр оценки, экспертизы, консалтинга «Автопрогресс» в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего рыночную стоимость принадлежащего истцу нежилого помещения, и установить его кадастровую стоимость в размере рыночной.
Различие между установленной кадастровой стоимостью и определенной в отчете оценщика рыночной стоимостью объекта недвижимости не свидетельствует о недостоверности последней. При проведении оценки конкретного объекта недвижимости оценщик определяет его отличительные особенности, влияющие на формирование его рыночной стоимости, что не учитывается в полной мере при проведении массовой оценки по установленной процедуре.
Принимая во внимание расхождение между кадастровой стоимостью нежилого помещения, принадлежащего истцу, и его рыночной стоимостью, определенной в отчете об оценке, суд полагает административное исковое заявление Степанова С.В. подлежащим удовлетворению с установлением кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: адрес, в размере 5129000 руб. по состоянию на 01 января 2018 года.
С заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости Степанов С.В. обратился в суд 24 декабря 2020 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 237-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 237-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом:
1) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости;
4) со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», применяются с 01 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, настоящее решение об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, принадлежащего административному истцу, в размере его рыночной стоимости в силу закона является основанием для внесения сведений об изменении его кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Указанная кадастровая стоимость подлежит применению на период с 01 января 2020 года.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ ... ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░, ░ ░░░░░░░ 5129000 (░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - 24 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.