Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 ноября 2023 года г. Лобня
Московской области
Лобненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Озеровой Е.Ю.,
при секретаре Жихаревой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вихлянцева ФИО5 к Призывной комиссии ................, Военному комиссариату г.о. Химки, Долгопрудный и Лобня о признании незаконным заключения, обязании выдать военный билет,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с данным иском, указав, что состоял на воинском учете в Военном комиссариате по г.о. Химки, Долгопрудный и Лобня; в иные данные году решением призывной комиссии ему предоставлялась отсрочка от призыва по основаниям пп. «а» п.2 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с обучением до иные данные года. С момента окончания отсрочки до достижения им 27 лет повестки о явке в военкомат для осуществления действий по призыву ему не направлялись. В его отсутствие Призывной комиссией принято решение о признании его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований; 00.00.0000 выдана справка взамен военного билета. С данным решением истец не согласен, считает его незаконным, влекущим незаконные ограничения, в частности, связанные с возможностью поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу. Все мероприятия, связанные с призывом на военную службу, законом возложены на Военный комиссариат и Призывную комиссию, данные мероприятия в отношении него не осуществлялись, повестки не направлялись. Считает, что он не прошел военную службу по призыву по независящим от него обстоятельствам; 00.00.0000 он подал заявление на имя военного комиссара о его призыве, ответа на которое не получил; изучив свои медицинские документы и заключение врача – гастроэнтеролога от сентября иные данные, выяснил, что призыву на военную службу не подлежал по состоянию здоровья, установленный ему диагноз в соответствии с Постановлением Правительства РФ № подпадает под п. «в» ст.58 Расписания болезней, соответствует категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе, о чем указано в выданной взамен военного билета справке. На основании изложенного просит признать незаконным решение Призывной комиссии от 00.00.0000 о признании его не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований, обязать выдать военный билет.
В судебном заседании административный истец Вихлянцев А.А. административный иск поддержал, просил его удовлетворить, пояснил, что в 2019 изменил место жительства, ВК не уведомлял, повестки о необходимости явки в ВК не получал, самостоятельно для прохождения мероприятий по призыву не являлся. Просил требования удовлетворить.
Представитель административных ответчиков, заинтересованного лица Военного комиссариата МО по доверенностям Аблялимова Т.Г. в судебном заседании административный иск не признала по доводам письменных возражений, указала, что истец имел отсрочку от призыва до июня 2015 в связи с обучением, по окончании обучения в ВК диплом не представил, о трудоустройстве и об изменении места жительства не уведомил, в период призывных компаний с 2015 года по 2022 год в адрес административного истца неоднократно направлялись повестки о явке в ВК для прохождения мероприятий по призыву, от получения которых он уклонялся, с целью установления местонахождения истца ВК обращался в правоохранительные органы. Просила в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Материалами дела подтверждается, что Вихлянцев А.А. 00.00.0000 г.р. состоял на воинском учете в ВК г.о. Химки, Долгопрудный и Лобня с 00.00.0000 ; при постановке на учет по результатам прохождения медицинской комиссии ему установлена категория годности «А» - годен к военной службе; до 00.00.0000 предоставлялась отсрочка в связи с обучением по пп. «а» п.2 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В период призывных компаний, начиная с осени иные данные года по иные данные год на основании обращений ВК сотрудниками ОМВД России по г.о. Лобня неоднократно осуществлялись выходы по адресу регистрации Вихлянцева А.А.: ................ целью вручения повесток о явке в ВК для прохождения призывных мероприятий, что подтверждается обращениями в ОМВД в порядке п. 2 ст. 31 Федерального закона 00.00.0000 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 00.00.0000 , от 00.00.0000 , от 00.00.0000 , от 00.00.0000 , от 00.00.0000 , от 00.00.0000 , от 00.00.0000 , рапортами УУП и ПНД ОМВД России по г.о. Лобня от 00.00.0000 , 00.00.0000 , 00.00.0000 , 00.00.0000 , 00.00.0000 , 00.00.0000 , 00.00.0000 , 00.00.0000 , 00.00.0000 , 00.00.0000 , согласно которым повестки административному истцу не вручены в связи с отсутствием адресата, а также корешками повесток о явке в военкомат 00.00.0000 , 00.00.0000 , 00.00.0000 , 00.00.0000 , 00.00.0000 , согласно которым повестки оставлены в почтовом ящике, повестка о явке на 00.00.0000 вручена Вихлянцеву А.А. под роспись.
Кроме того, по делу установлено, что с 00.00.0000 Вихлянцев А.А. был снят с регистрационного учета по адресу: ................; данных о том, что административный истец уведомил ВК о смене места жительства личное дело призывника не содержит, сведения о снятии с регистрационного учета получены ВК из правоохранительных органов.
00.00.0000 Вихлянцеву А.А. исполнилось 27 лет, 00.00.0000 Призывной комиссией принято решение в отношении административного истца о зачислении в его запас, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Согласно Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч.ч.1,2 ст.59).
Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п.2 ст.22).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения п.2 ст.22, определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву: в силу ст.ст. 23, 24 от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в ст. 24 основаниям.
В силу ч. 1.1 ст. 28 Федерального закона №53-ФЗ «О воинский обязанности военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п.п.1 и 2, п.4 ст. 23, ст. 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, пп. «в» п. 3, п.4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01.01.2014, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд считает установленным, что Вихлянцев А.А., зная о том, что он подлежит призыву на военную службу по окончании действия отсрочки от призыва, предоставленной в связи с обучением, уклонился от получения повесток и явки в военный комиссариат, тем самым воспрепятствовал проведению в отношении и него мероприятий, связанных с призывом на военную службу, без уважительных причин допустил бездействие по выполнению обязанностей лица, подлежащего воинскому учету и не прошел военную службу, не имея на то законных оснований. Соответственно, принятое Призывной комиссией 00.00.0000 заключение является законным и обоснованным.
Доводы административного истца о том, что он по состоянию здоровья не мог быть призван на военную службу, отклоняются как несостоятельные, при постановке на воинский учет ему была установлена категория годности «А» - годен к военной службе без каких – либо ограничений, медицинское освидетельствование до зачисления его в запас Вихлянцев А.А. не проходил, категория годности «В» - ограниченно годен установлена ему по результатам освидетельствования 00.00.0000 , то есть после достижения 27ми лет.
Доказательств того, что Вихлянцев А.А. являлся в ВК в декабре 2022 для прохождения призывных мероприятий и ему в этом было отказано, административным истцом не представлено и судом не добыто.
В соответствии с абз.1 п.1 ст.10 Федерального закона №53-ФЗ «О воинский обязанности военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате.
В соответствии с абз.4 п.1 ст. Закона, пп. «г» п.50 раздела IX Постановления Правительства РФ №719 от 27.11.2006 «Об утверждении положения о воинском учете» граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
Вихлянцев А.А. никаких сведений об изменении своего правового статуса, праве на отсрочку, либо изменении места жительства в военный комиссариат не представлял, что не оспаривал в судебном заседании.
Таким образом, административный истец злоупотребил предоставленными ему правами, уклоняясь от призыва в армию, что в силу ч. 1.1 ст. 28 ФЗ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» давало Призывной комиссии основание к вынесению оспариваемого заключения.
Выдача военного билета при зачислении гражданина в запас на основании ч. 1.1 ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» законом не предусмотрена, а потому отсутствуют основания для удовлетворения административных требований в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░6 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░