УИД 11RS0001-01-2022-012631-95 Дело № 2а-9945/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Мишариной И.С.,
при секретаре Муравьевой Т.С.,
с участием представителя административного истца Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Попова А.А.,
рассмотрев 01 ноября 2022 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми к судебным приставам-исполнителям МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми Стрекаловой Анне Васильевне, Лимоновой Оксане Анатольевна, МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, Управлению ФССП России по Республике Коми о признании незаконными действий, выразившихся в вынесении постановления от ** ** ** №... о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора, о признании незаконным и отмене постановления от ** ** ** №... о возбуждении исполнительного производства №...-ИП,
установил:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми Стрекаловой А.В. о признании незаконными действий, выразившихся в вынесении постановления от ** ** ** №... о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора, о признании незаконным и отмене постановления от ** ** ** №... о возбуждении исполнительного производства №....
В обоснование заявленных требований указано, что на основании исполнительного документа, выданного во исполнение решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу 2-1739/2018, ** ** ** судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми возбуждено исполнительное производство №... в отношении должника Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми об обязании в срок до ** ** ** обустроить тротуарами участок дороги с 44+317 км по 46+932 км «Подъезд к ...» в границах населенного пункта «Парма» автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар». ** ** ** в рамках указанного исполнительного производства с административного истца взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., размер которого определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** (дело 2а-2015/2021), снижен до 37 500 руб. Также указано, что определением суда от ** ** ** по делу 2-1739/2018 административному истцу предоставлена отсрочка исполнения решения суда от ** ** ** на срок до ** ** ** включительно, в связи с чем ** ** ** исполнительное производство №... окончено судебным приставом-исполнителем. ** ** ** судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Стрекаловой А.В. вынесено постановление №... о возбуждении исполнительного производства №... о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 37 500 руб. Указывая на то, что исполнительное производство №... окончено, административный истец считает, что действия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в вынесении постановления от ** ** ** №... о возбуждении исполнительного производства являются незаконными и постановление подлежит отмене.
Судом к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика УФССП России по Республике Коми, МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми Лимонова О.А., в качестве заинтересованных лиц прокурор г. Усинска, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
В судебном заседании представитель административного истца Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Попов А.А. настаивал на удовлетворении требований.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, представленные сторонами доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если он полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании исполнительного листа, выданного Сыктывкарским городским судом Республики Коми в рамках дела 2-1739/2018, ** ** ** постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми возбуждено исполнительное производство №... в отношении должника Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, предмет исполнения: об обязании в срок до ** ** ** обустроить тротуарами участок дороги с 44+317 км по 46+932 км «Подъезд к г.Усинску» в границах населенного пункта «Парма» автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар»; взыскатель прокурор г.Усинска.
** ** ** постановлением судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства №... произведена смена должника с Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.
** ** ** постановлением №... судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с административного истца как должника в рамках исполнительного производства №...-ИП взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** в рамках административного дела 2а-2015/2021, в удовлетворении требований Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми к МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми и судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми Стрекаловой А.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми №... от ** ** ** в рамках исполнительного производства №...,- отказано. Снижен размер исполнительского сбора, взысканного с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми №... от ** ** ** в рамках исполнительного производства №..., на одну четверть, то есть до 37 500 рублей.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми предоставлена отсрочка исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** по гражданскому делу №... на срок до ** ** ** включительно.
** ** ** исполнительное производство №... окончено.
** ** ** судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Стрекаловой А.В. на основании постановления №... от ** ** ** о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства №...-ИП, в отношении административного истца как должника возбуждено исполнительное производство №... о взыскании исполнительского сбора в размере 37500 руб., о чем вынесено постановление №....
Полгая действия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в вынесении указанного постановлении от ** ** ** незаконными, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Частями 1, 2, 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ постановления судебного пристава-исполнителя являются исполнительными документами.
В силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ основанием для возбуждения исполнительного производства является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
В силу ч. 7 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
В силу ч. 16 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, в ее взаимосвязи с ч. 7 ст. 47 указанного Федерального закона, после окончания основного исполнительного производства самостоятельное исполнительное производство по постановлению о взыскании с должника исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, возбуждается, если данное постановление вынесено в ходе основного исполнительного производства, но не исполнено до его окончания.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а именно, что на дату окончания исполнительного производства №... имелось неисполненное постановление о взыскании исполнительского сбора от ** ** **, вынесенное в рамках указанного исполнительного производства, которое не отменено, незаконным не признано, то у судебного пристава-исполнителя в соответствии с требованиями ч. 16 ст. 30, ч. 7 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, имелись основания для возбуждения исполнительного производства на основании такого исполнительного документа (постановления от ** ** **) и вынесения соответствующего постановления ** ** ** №....
Поскольку оспариваемые административным истцом действия судебного пристава-исполнителя соответствуют требованиям вышеизложенного законодательства, нарушения прав и законных интересов административного истца не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца в данной части.
Принимая во внимание, что постановление о возбуждении исполнительного производства от ** ** ** №... вынесено уполномоченным на то должностным лицом службы судебных приставов, в соответствии с требованиями законодательства, суд приходит к выводу о его законности и отсутствии оснований для его отмены.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Принимая во внимание, что совокупности условий предусмотренной требованиями ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по делу не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми к судебным приставам-исполнителям МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми Стрекаловой Анне Васильевне, Лимоновой Оксане Анатольевна, МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, Управлению ФССП России по Республике Коми о признании незаконными действий, выразившихся в вынесении постановления от ** ** ** №... о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора, о признании незаконным и отмене постановления от ** ** ** №... о возбуждении исполнительного производства №..., оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение будет изготовлено в течение десяти дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу в Сыктывкарском городском суде Республики Коми.
Судья И.С. Мишарина
...