Дело № 2а-4225/20
55RS0003-01-2020-006383-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 16 декабря 2020 года
Ленинский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Усольцевой Н.Л.
при секретаре судебного заседания Беловой Е.А.
с участием помощника судьи Головко П.А.
рассмотрев по адресу: г. Омск, ул. Труда, 29 А в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области обратился в суд с административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области указал, что в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ о возложении на Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области обязанности профинансировать мероприятия по восстановлению работы в раздевалках мальчиков и девочек при спортивном зале Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Омского муниципального района Омской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании с комитета исполнительного сбора в размере 50.000 рублей. В Омском районе Омской области функционирует 74 образовательных учреждения: 37 общеобразовательных учреждений, 34 дошкольных учреждения, 3 учреждения дополнительного образования. В соответствии с пп. 2-3 п. 3.4 Положения о Комитете по образованию Администрации Омского муниципального района от 25.10.2017 года № 28 «Об утверждении положения о Комитете по образованию администрации Омского муниципального района Омской области» комитет обеспечивает содержание зданий и сооружений подведомственных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, принимает участие в организации строительства и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов подведомственных учреждений. В сфере финансово-хозяйственной деятельности комитет по образованию осуществляет следующие функции: осуществляет анализ финансово-хозяйственной деятельности подведомственных муниципальных образовательных организаций, муниципальных казенных учреждений, осуществляет финансовый контроль за своевременным, целевым и рациональным расходованием бюджетных средств в подведомственных муниципальных образовательных организациях, муниципальных казенных учреждениях, участвует в формировании бюджета муниципального района по направлениям деятельности комитета на очередной финансовый год и плановый период, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета муниципального района, составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным муниципальным образовательным организациям, муниципальным казенным учреждениям и исполняет соответствующую часть бюджета, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи, формирует, утверждает и доводит муниципальные задания до подведомственных муниципальных образовательных организаций, осуществляет контроль за их исполнением, осуществляет иные функции в сфере финансово-экономической деятельности в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами муниципального района. Комитет по образованию имеет право направлять денежные средства только по целевому назначению, в рамках утвержденных Советом Омского муниципального района Омской области лимитов. Использование денежных средств по нецелевому назначению не допускается. Во исполнение решения суда комитетом по образованию в 2019 году на очередной финансовый год было запланировано выделение денежных средств в размере 1.000.000 рублей. Составлен локальный сметный расчет по текущему ремонту раздевалок и санузлов для девочек и мальчиков в здании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Омского муниципального района Омской области. Стоимость работ составляет 440.239,45 рублей. В весенне-летний период 2020 года, период активного таяния снега и дождей в многочисленных местах произошло протекание кровли здания школы. Продолжительные периоды протекания кровли могут привести к следующим последствиям: начнет развиваться биологическая среда (грибок, плесень), от влаги будут деформироваться перекрытия, что может привести к обрушению конструкций, появится вероятность нарушения работы электрической сети, повреждения проводки, ухудшается микроклимат и рабочая атмосфера в целом. Протекание кровли создает опасность для обучающихся и работников школы. Специалистами был осуществлен осмотр кровельного покрытия. По итогам осмотра составлен локальный сметный расчет на текущий ремонт кровли здания. Согласно локальному сметному расчету составляет 2.785.204,80 рублей. Дополнительно осуществить финансирование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Омского муниципального района Омской области в необходимом размере не представляется возможным. Осуществления работ по восстановлению работы в раздевалках мальчиков и девочек при спортивном зале основной школы предусмотренных санитарных узлов и душевых, умывальных раковин без проведения ремонта кровли, нецелесообразно. ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Омского муниципального района Омской области и Обществом с ограниченной ответственностью «ПК НАРС» заключен контракт на выполнение работ по замене оконных блоков с отделкой откосов в здании школы. Стоимость работ составила 586.885,05 рублей. Работы по ремонту кровли и восстановлению работы в раздевалках мальчиков и девочек при спортивном зале основной школы предусмотренных санитарных узлов и душевых, умывальных раковин запланированы на 2021 год. ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Омского муниципального района Омской области обратилось в Омский районный суд Омской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по указанному делу. ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о принятии заявления к рассмотрению. ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд освободить Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50.000 рублей по исполнительному производству №-ИП.
Представитель административного истца Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, возражений против иска не предоставил.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, возражений против иска не предоставил.
Представитель прокуратуры Омского района Омской области Свита М.Н. в качестве заинтересованного лица не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав Свиту М.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Омским районным судом Омской области было вынесено решение, в соответствии с которым на Комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области возложена обязанность профинансировать мероприятия по восстановлению работы в раздевалках мальчиков и девочек при спортивном зале основной школы предусмотренных санитарных узлов и душевых, умывальных раковин, в соответствии с требованиями пункта 4.25 СанПиН 2.4.2.28.21-10, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189 до 01.05.2020 года, на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Омского муниципального района Омской области возложена обязанность устранить нарушения по предписанию Управления Роспотребнадзора по Омской области от 06.09.2018 года № 1354/вп, восстановить работу в раздевалках мальчиков и девочек при спортивном зале основной школы предусмотренных санитарных узлов и душевых, умывальных раковин, в соответствии с требованиями пункта 4.25 СанПиН 2.4.2.28.21-10, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189, до ДД.ММ.ГГГГ, с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Омского муниципального района Омской области взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа №, выданного Омским районным судом Омской области, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в отношении Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Из постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления было предложено добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущего сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом.
В связи с неисполнением в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области 08.10.2020 года было вынесено постановление о взыскании с Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области исполнительского сбора в размере 50.000 рублей.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1.000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10.000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5.000 рублей, с должника-организации - 50.000 рублей. Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.
Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, установленного законом для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области является бюджетной организацией, из своей деятельности прибыли не извлекает, все денежные средства, находящиеся в его распоряжении, имеют целевой характер и используются в соответствии с бюджетом утвержденным Советом Омского муниципального района Омской области.
Оценивая доводы Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области об отсутствии вины в неисполнении решения суда в установленный срок, суд находит их обоснованными.
Оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, не имеется.
При установленных судом обстоятельствах, а именно принимая во внимание причины неисполнения в срок исполнительного документа, связанные с имущественным положением должника, учитывая степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что Комитетом по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области представлены достаточные доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения в установленный срок требований судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области.
Таким образом, принимая решение об удовлетворении заявленных требований об освобождении Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50.000 рублей по исполнительному производству №-ИП, суд исходит из того, что у Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области отсутствовала объективная возможность для исполнения решения суда в пятидневный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50.000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.12.2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░