Дело № 2а-3118/2023
УИД 39RS0002-01-2023-002056-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2023 года г.Калининград
Центральный районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Герасимовой Е.В.,
при секретаре Вагине А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Агентство Судебного Взыскания» к ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, начальнику ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, заместителю начальника ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Мусаевой Кристине Анатольевне, УФССП России по Калининградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Агентство Судебного Взыскания» обратилось в суд с административным иском, указав, что 09 сентября 2022 года в ОСП Центрального района г. Калининграда поступил для исполнения судебный приказ № 2-1284/2019, по которому административный истец является взыскателем, должник – Антропик Р.Ф. Вместе с тем до настоящего времени исполнительное производство не возбуждено. Просит признать незаконным бездействие начальника ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, выраженное в отсутствии контроля за соблюдением сроков возбуждения исполнительного производства, возложить обязанность принять меры по возбуждению исполнительного производства и исполнению требований исполнительного документа, в случае утраты исполнительного документа возложить обязанность обратиться за получением его дубликата.
В судебное заседание представитель административного истца ООО «Агентство Судебного Взыскания» не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административные ответчики ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, начальник ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, заместитель начальника ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Мусаева К.А., УФССП России по Калининградской области, заинтересованное лицо Антропик Р.Ф. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Право обжалования сторонами исполнительного производства решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя предусмотрено и ч. 1 ст. 218 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
При рассмотрении данного административного дела установлено, что 30 мая 2019 года мировым судьей 5-го судебного участка Центрального судебного района г. Калининграда выдан судебный приказ № 2-1284/2019 о взыскании с Антропика Р.Ч. задолженности в сумме 121 800 руб.
Указанный судебный приказ с заявлением о возбуждении исполнительного производства был направлен ООО «Агентство Судебного Взыскания» в ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80082676265422, отправление получено адресатом – ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области 09 сентября 2022 года.
Сведения о возбуждении исполнительного производства на основании судебного приказа № 2-1284/2019 от 30 мая 2019 года в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, судом установлено, что на момент обращения административного истца в суд и на момент рассмотрения настоящего дела исполнительное производство по заявлению ООО «Агентство Судебного Взыскания» о взыскании с должника Антропика Р.Ч. денежных средств возбуждено не было, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно положению статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу пункта 8 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (пункт 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Судом установлено, что исполнительное производство не было возбуждено в силу утраты исполнительного листа.
Пунктом 1 статьи 430 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в случае утраты подлинника исполнительного листа или судебного приказа (исполнительных документов) суд, принявший решение, вынесший судебный приказ, может выдать по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя дубликаты исполнительных документов.
Заявление взыскателя или судебного пристава-исполнителя о выдаче дубликата исполнительного документа рассматривается судом в судебном заседании в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления указанного заявления в суд (пункт 3 статьи 430 ГПК РФ).
Отсутствие исполнительного документа объективно препятствует возбуждению исполнительного производства, в силу чего до момента исключения данного обстоятельства посредством получения дубликата исполнительного листа, восстановление прав взыскателя посредством возложения на административного ответчика обязанности по возбуждению исполнительного производства не представляется возможным.
Вместе с тем, сведения об обращении судебного пристава-исполнителя или начальника ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа суду не представлены.
Учитывая положения законодательства о сроках и порядке выдачи дубликата исполнительного листа и отсутствие возможности возбуждения исполнительного производства до момента выдачи такого дубликата, суд приходит к выводу об отсутствии оснований удовлетворения заявленных требований в части возложения обязанности принять меры по возбуждению исполнительного производства, принятию мер, направленных на его своевременное исполнение.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 10 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» старший судебный пристав организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов.
В то же время закон не возлагает на старшего судебного пристава обязанность по проверке по собственной инициативе деятельности судебного пристава-исполнителя в рамках каждого исполнительного производства.
Исходя из положений пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» формой контроля за решением, действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя со стороны вышестоящего должностного лица является проверка таких решений, действий (бездействия) в порядке подчиненности на основании заявлений сторон исполнительного производства, иных заинтересованных лиц.
Судом установлено, что ООО «Агентство судебного взыскания» не обращалось к начальнику отдела – старшему судебному приставу ОСП Центрального района г. Калининграда ОСП Центрального района г. Калининграда с жалобами или заявлениями по поводу незаконного бездействия/действий судебного пристава-исполнителя, доказательств обратного суду не представлено.
Вместе с тем, в материалах дела имеются достоверные данные о поступлении 09 сентября 2022 года в ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области судебного приказа по делу № 2-1284/2019 и заявления взыскателя о возбуждении исполнительного производства для принудительного исполнения.
Таким образом, при поступлении административного иска, старшему судебному приставу надлежало принять меры по организации розыска исполнительного документа, а в случае отсутствия сведений о месте его нахождения, принять меры по обращению в суд с заявлением о выдаче его дубликата, чего сделано не было, доказательств обратного суду не представлено.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, незаконное бездействие имеет место при совокупности двух обстоятельств: неправильное, несвоевременное исполнение требований исполнительного документа и нарушение тем самым прав и законных интересов стороны исполнительного производства.
Учитывая, что старшим судебным приставом своевременно не были приняты необходимые меры к организации работы судебных приставов-исполнителей, что привело утрате исполнительного документа и нарушению прав административного истца на своевременное возбуждение исполнительного производства и исполнение требований исполнительного документа, в указанной части заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению с возложением обязанности устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь ст. ст. 175, 178-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ООО «Агентство Судебного Взыскания» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие начальника ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, выразившееся в неорганизации розыска исполнительного документа, непринятии мер по обращению в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа.
Возложить на начальника ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области или лицо, его замещающее, обязанность по организации розыска исполнительного документа - судебного приказа по делу № 2-1284/2019, в случае его отсутствия в течение двух дней обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о выдаче его дубликата.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2023 года.
Судья Е.В.Герасимова