Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-58/2023 ~ М-89/2023 от 18.10.2023

Дело № 3а – 58/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2023 года                                                  г. Ханты-Мансийск

Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Черниковой Л.С.,

с участием прокурора Синцовой О.Л.,

при секретаре Толстоплётове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению (ФИО)3 к Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании нормативных правовых актов не действующими в части,

установил:

Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 21.11.2019 № 21-нп утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 16.11.2020 № 31-нп утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 18.11.2021 № 22-нп утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 18.11.2022 № 23-нп утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год.

В указанные Перечни объектов недвижимого имущества под пунктами (номер), соответственно, включено здание «столовая» с кадастровым номером (номер) общей площадью 640,1 кв.м., находящееся по адресу: (адрес), расположенное на земельном участке с кадастровым номером (номер) с видом разрешенного использования «под столовую».

18.11.2023 (ФИО)5, являющийся собственником указанного здания обратился в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о признании недействующими приведенных пунктов указанных Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022, 2023 года, ссылаясь на то, что спорное задание не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Здание, согласно сведений ЕГРН, имеет назначение «нежилое», наименование «столовая»; расположено на земельном участке с кадастровым номером (номер) категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «под столовую», что не предполагает размещение в нем офисов и объектов бытового обслуживания.

Включение здания в Перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.

Административный истец, его представитель в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом, явка обязательной не является, судом таковой не признана. В силу ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие стороны административного истца.

Представитель административного ответчика Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Депфин ХМАО-Югры) Гребенюк Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях. Указала, что объект включен в Перечень по основанию п.п. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ на основании сведений технической документации, все помещения в котором предусматривают размещение объектов бытового обслуживания и общественного питания. Фактическое использование не проверялось.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции до 01.01.2023, действовавшей на момент принятия Приказов), к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Аналогичное положение установлено в пункте 67 части 1 статьи 44 действующего Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 11.04.2014 № 42 «Об исполнительном органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченном на осуществление отдельных полномочий в целях реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» Департамент финансов ХМАО – Югры наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии со ст. 47 Устава ХМАО – Югры, ст. 13.1, 42.1 Закона ХМАО от 25.02.2003 N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", подпунктом 33.3 п. 9 Положения о Департаменте финансов ХМАО – Югры (утв. Постановлением Губернатора ХМАО – Югры от 06.06.2010г. № 101), Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 01.11.2008 N 224-п "О подготовке нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и их государственной регистрации" Депфин ХМАО – Югры принимает нормативные правовые акты, в том числе определяющие перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в форме приказов, подлежащих государственной регистрации и официальному опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и информационно-аналитическом интернет-портале ugra-news.ru ("Новости Югры").

Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 21.11.2019 № 21-нп утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 16.11.2020 № 31-нп утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 18.11.2021 № 22-нп утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 18.11.2022 № 23-нп утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год.

Указанные приказы прошли государственную регистрацию (22.11.2019, № 4662; 17.11.2020 № 5222; 19.11.2021, № 5769; 21.11.2022 № 6435 соответственно), размещены (опубликованы) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (28.11.2019 года; 20.11.2020 года; 24.11.2021 года, 24.11.2022 года соответственно) и на официальном сайте Департамента (www.depfin.admhmao.ru).

Компетенция Депфина ХМАО-Югры, порядок принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов ранее были проверены и подтверждены судом при рассмотрении аналогиях дел, и по существу административным истцом не оспариваются.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры опубликования, и в указанной части административным истцом не оспаривается.

Оценивая обоснованность включения нежилого здания, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд приходит к следующему.

Пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. 399).

Данным налогом облагается имущество, принадлежащее на праве собственности физическим лицам и признаваемое объектом налогообложения; налоговая база в отношении каждого объекта налогообложения определяется, по общему правилу, как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 400 и 401, п. 1 ст. 403, ст. 402 действовавшая на момент принятия приказа от 2019,2020).

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает установление налоговых ставок нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, определенных федеральным законодателем, в том числе в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы (ст. 406). В частности, применение повышенной ставки налога на имущество физических лиц к некоторым объектам коммерческой недвижимости Налоговый кодекс Российской Федерации связывает с положениями его статьи 378.2, устанавливающей особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Законом ХМАО – Югры от 17.10.2014 N 81-оз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" единой датой начала применения на территории автономного округа определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения определено - 1 января 2015 года.

Решением Думы города Сургута от 30.10.2014 N 601-V ДГ "О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город Сургут" на территории муниципального образования городской округ город Сургут в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка установлена в размере 2% исходя из кадастровой стоимости.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-делового центра и торгового центра (комплекса) и помещений в них.

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу требований части 8, 9 статьи 213 КАС РФ указанные обстоятельства подлежат доказыванию административным ответчиком.

Из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании, следует, что спорные Здание столовой включено в Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 годы на основании пп.1 п.1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку по сведениям ЕГРН, техническому паспорту составленном по состоянию на 08.12.2003 год, ВРИ земельного предназначено для оказания услуг общественного питания.

Оказание услуг общественного питания в Российской Федерации регулируется "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (вместе с минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов"), введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1676-ст, ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения".

В соответствии с указанными нормативными актами столовая относится к объекту общественного питания, предназначенного для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

Из материалов дела следует, подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта, (ФИО)5 на праве собственности принадлежит объект недвижимости: здание с кадастровым номером (номер), расположенного по адресу (адрес), общей площадью 640,1 кв.м., назначение: «нежилое», наименование «столовая».

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером (номер) (выписка из ЕГРН от 17.10.2023г. № КУВИ-(номер)), категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «под столовую».

Такой вид разрешенного использования прямо предусматривает размещение на земельном участке объектов общественного питания.

Согласно данным технического паспорта, составленного Сургутским бюро технической инвентаризации по состоянию на 08.12.2003, нежилое здание с кадастровым номером (номер), общей площадью 640,1 кв.м., имеет классификацию помещений (Раздел 8) – общественное питание, основанная площадь 417,3, вспомогательная 222,8 кв.м. Из экспликации к поэтажному плану следует, что помещения в здании имеют следующее назначение: 2 моечных - 10 и 13,5 кв.м., цех - 10,4 кв.м., овощной цех - 11,1 кв.м., цех холодных закусок - 8,9 кв.м., мясной цех - 22 кв.м., кухни - 11,8 и 27,8 кв.м., туалеты - 1,1; 4,1; 1,1; 1 кв.м., склады - 4 и 4,7 кв.м., бар - 56,1 кв.м., обеденный зал - 96,7 кв.м., бильярдная - 154,4 кв.м., вспомогательные помещения. Приведенные данные     означают что все помещения в данном здании, как основные так и вспомогательные, соответственно более 20%, предназначены для использования в качестве объекта общественного питания.

Возможность использования сведений документов технического учета (инвентаризации) в целях отнесения объектов недвижимого имущества к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, прямо следует из положений статьи 378.2 НК РФ.

Таким образом, нежилое здание с кадастровым номером (номер) предназначено для использования в целях размещения объектов общественного питания, то есть соответствует критериям, установленным пп.2.п.4 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем обоснованно включено на основании пп.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в оспариваемые Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022, 2023 под пунктами (номер), соответственно, и оснований для удовлетворения требований не имеется.

Доводы административного истца о том, что здание не используется как объект недвижимости, расположено на территории <данные изъяты>, а, следовательно, не является самостоятельным объектом общественного питания, не подтверждены, и правового значения не имеют, поскольку на момент принятия Перечней фактическое использование объекта не проверялось и основанием для включения здания в оспариваемый Перечень не являлось.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░)3 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2020 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ 21.11.2019 № 21-░░, ░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2021 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ 16.11.2020 № 31-░░, ░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ 18.11.2021 № 22-░░, ░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2023 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ 18.11.2022 № 23-░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ (www.depfin.admhmao.ru).

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░ ░░░░ – ░░░░                     ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░ ░░░░ ░░░░ – ░░░░                     ░.░. ░░░░░░░░░

3а-58/2023 ~ М-89/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петрук Евгений Степанович
Прокуратура ХМАО-Югры
Ответчики
Департамент финансов ХМАО-Югры
Другие
Малиенко Денис Владимирович
Суд
Суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Черникова Лариса Сергеевна
Дело на сайте суда
oblsud--hmao.sudrf.ru
18.10.2023Регистрация административного искового заявления
18.10.2023Передача материалов судье
20.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2023Подготовка дела (собеседование)
09.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2023Судебное заседание
16.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2023Дело оформлено
12.01.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее