Дело № 2а-462/2024
УИД 51RS0011-01-2024-000634-56
Решение в окончательной форме составлено 30.08.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2024года г. Оленегорск
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Черной М.А.
при секретаре Кочетовой Я.С.
сучастием прокурора Попильнух А.В.,
административного ответчика М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело поадминистративному иску прокурора города Оленегорска винтересах неопределенного круга лиц к М. опрекращении права управления транспортными средствами,
установил:
прокурор города Оленегорска, действуя винтересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к М. опрекращении права управления транспортными средствами.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведённой прокуратурой г.Оленегорска в сфере безопасности дорожного движения проверки установлены обстоятельства, при которых несоответствующее установленным нормам состояние здоровья гражданина М. наделённого правом управления транспортными средствами, может привести к нарушению прав иных участников дорожного движения на безопасность дорожного движения. М. имеющий водительское удостоверение на право управления транспортными средствами № ..., выданное 26.03.2021 сроком до 26.03.2031, с 23.12.2020 года состоит на диспансерном учёте у врача- ... ГОБУЗ «ОЦРБ» по коду с диагнозом ...
Полагает, что наличие имеющегося у ответчика права управления транспортным средством создаёт реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
Просит прекратить право управления транспортными средствами М. ... года рождения, имеющееся у него на основании водительского удостоверения №... категории В, В1, (AS) выданного 26.03.2021 ОГИБДД МО МВД России «Оленегорский».
В судебном заседании процессуальный административный истец поддержал административные исковые требования в полном объёме по изложенным в административном иске доводам и основаниям.
Административный ответчик М. возражал против удовлетворения административного иска. Полагает, что противопоказаний к управлению транспортными средствами не имеет. Обращает внимание на то, что не привлекался к ответственности за нарушение ПДД.
Представители третьих лиц ГАИ МО МВД России «Оленегорский» и ГОБУЗ «Оленегорская ЦРБ», будучи извещёнными о дате и места рассмотрения дела, в судебное заседания не явились.
В силу положений ст.ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, поскольку их явка не признавалась судом обязательной.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит кследующему выводу.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений пунктов 1,4 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктами 1,6 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604.
...
В соответствии с положениями части 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 26.03.2021, М. ... года рождения, РЭГ ГАИ г. Оленегорска выдано водительское удостоверение № ... на право управления транспортным средством категории «В, В1 AS)» сроком до 26.03.2031.
Посведениям ГОБУЗ «Оленегорская ЦГБ» М.., ... года рождения, с 23.10.2020 состоит учете уврача-... сдиагнозом: состоит на диспансерном учёте у врача- ... ГОБУЗ «ОЦРБ» по коду с диагнозом ...
Согласно заключению судебной экспертизы от 24.06.2024 №68, М. в силу п. 1.1 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года № 1604, он имеет противопоказания к управлению транспортными средствами.
Данное экспертное заключение принято судом в качестве надлежащего доказательства по делу. ... Выводы эксперта достаточно мотивированы, подробно изложены в заключении и являются обоснованными. Эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложных заключений. Ставить под сомнение экспертное заключение у суда оснований не имеется.
В связи с указанным, наличие у М. заболевания, являющегося прямым противопоказанием к управлению транспортными средствами, в соответствии с положениями части 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Доводы М. о том, что он себя хорошо чувствует и у него не имеется противопоказаний к управлению транспортными средствами, не могут быть приняты судом в качестве основания для отказа в удовлетворении иска, суд находит несостоятельными, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств, опровергающих выводы эксперта.
Оценивая представленные по делу доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что М. имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, поскольку противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, создает реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения имущественного ущерба.
Наличие у водителя медицинского противопоказания к управлению транспортными средствами само по себе является достаточным основанием для прекращения его права на управление транспортными средствами.
При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Размер государственной пошлины при рассмотрении искового заявления неимущественного характера в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации для физических лиц составляет 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ... ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № ..., ░░░░░░░░ 26.03.2021░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ..., ░░░░░░░░░ 26.03.2021 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 26.03.2031.
░░░░░░░░ ░ ░. ... ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░