Дело № 2а-1902/2023
64RS0046-01-2023-001685-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2023 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Девятовой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО3,
с участием представителя административного истца, представителя административного ответчика,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кудряшова Н.Н. к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконными действий, возложении обязанности,
установил:
Кудряшов Н.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил: признать незаконными действия управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее – управление Росреестра по Саратовской области), выраженные в ответе от 24 января 2023 года об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 312 кв.м по адресу: <адрес>; признать незаконными действия административного ответчика, выраженные в ответе от 25 января 2023 года о приостановлении государственной регистрации права собственности за Кудряшовым Н.Н. на указанный земельный участок, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы тем, что 18 января 2023 года представитель Кудряшова Н.Н. - Беляков Д.А. обратился в МФЦ города Саратова с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка по адресу: г. Саратов,
<адрес>).
24 января 2023 года Кудряшовым Н.Н. был получен оспариваемый ответ об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости указанного объекта, а также 25 января 2023 года был получен еще один ответ о приостановлении государственной регистрации права собственности указанного объекта недвижимости.
С данными отказами административный истец не согласен, ссылаясь на то, что документом, подтверждающим правомерность его требований, в рассматриваемом случае является свидетельство о праве на наследство по закону от 29 ноября 1986 года, содержащее сведения о составе наследственного имущества, включающего в себя земельный участок. Также указывает на то, что при подаче документов им помимо вышеуказанного свидетельства был сдан пакет иных документов, которые административным ответчиком необоснованно учтены не были.
Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержал, указывая на то, что настоящий иск подлежит удовлетворению, поскольку исходя из нормы закона представление дополнительных документов не требуется, поскольку право собственности административного истца на жилой дом зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
Представитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представив письменный отзыв, а также пояснив, что представленное административным истцом государственному регистратору свидетельство о праве на наследство по закону не является документом, устанавливающим или подтверждающим право на него Кудряшова Н.Н.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил, в связи с чем с учетом положений ст. 150 КАС РФ суд считает рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) (ч. 1 ст. 3 Закона № 218).
Согласно ч. 4 ст. 69 Закона о недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
На основании ч. 5 ст. 69 Закона о недвижимости в случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня получения им запросов или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 4) решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документов, указанных в ч.ч. 16 и 17 ст. 69.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 9 ст. 3 Закона № 137-ФЗ признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП) на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Закона о регистрации до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 № 219 «Об утверждении Правил ведения ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
Как установлено судом и следует из материалов административного дела,
18 января 2023 года в управление Росреестра по Саратовской области поступило заявление Белякова Д.А. - представителя Кудряшова Н.Н. № КУВД-001/2023-1547474 о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке площадью 312 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>.
В качестве документов-оснований для внесения сведений в орган регистрации прав были представлены: - свидетельство о праве на наследство по закону, выданное 29 ноября 1986 года Государственным нотариусом Первой Саратовской государственной нотариальной конторы Шадриной Н.Н.; - схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (не подписана и не утверждена в соответствии с положениями ст. 11.10 Земельного кодекса РФ; - договор купли-продажи 1/4 части жилого дома от 28 октября 1977 года, удостоверенной нотариусом Гусевой С.Н.
Согласно свидетельству о праве на наследство Кудряшов Н.Н. является наследником имущества Кудряшова В.Н., умершего 11 марта 1986 года. Наследственное имущество, на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из: 1/4 доли жилого двухэтажного деревянного дома, полезной площадью
125 кв.м, деревянным сараем, тремя кирпичными погребами, деревянным наружным сооружением, и расположенных на земельном участке земли 320 кв.м фактического пользования.
Уведомлением от 24 января 2023 года управления Росреестра по Саратовской области отказано административному истцу во включении в ЕГРН сведении о ранее учтенном объекте недвижимости со ссылкой на то, что представленные документы не являются основанием для постановки на государственный кадастровый учет ранее учтенного объекта недвижимости.
Частью 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В п. 2 ст. 15 ЗК РФ указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (ст. 39.2. ЗК РФ).
При этом в случае, если здание, сооружение расположено на земельном участке и помещения в здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность (п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ).
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута или имеют право на заключение соглашения о его установлении, совместно обращаются в уполномоченный орган (п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ).
Исходя из приведенных выше норм материального права, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, а для лиц, являющихся собственниками одного жилого дома, обязательным условием приобретения каждым из них права общей долевой собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Также установлено, что 18 января 2023 года в управление Росреестра по Саратовской области поступило заявление представителя Кудряшова Н.Н. -
Белякова Д.А. № КУВД-001/2023-1547946 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – земельный участок площадью 312 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
В качестве документа-основания в орган регистрации прав было представлено свидетельство о праве на наследство по закону, выданное 29 ноября 1986 года Государственным нотариусом Первой Саратовской государственной нотариальной конторы ФИО5
25 января 2023 года государственная регистрация права собственности на указанный объект недвижимости была приостановлена на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости в связи с непредоставлением документов, необходимых для проведения государственной регистрации права собственности.
Согласно ч. 4 ст. 1 Закона о недвижимости государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется в ЕГРН (кадастр недвижимости).
Вместе с тем в ЕГРН (кадастре недвижимости) отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества – земельном участке по адресу: <адрес>, площадью 312 кв. м.
Кроме того, в орган регистрации прав не были представлены документы, соответствующие требованиям ст. 49 Закона о недвижимости, регулирующей упрощенный порядок оформления права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный ему на праве постоянного (бессрочного) пользования до дня введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В связи с неустранением причин приостановления 25 апреля 2023 года Кудряшову Н.Н. было отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности.
Давая оценку действиям административного ответчика, суд приходит к выводу, что представленные в орган регистрации прав документы не являются документами, устанавливающим или подтверждающим право Кудряшова Н.Н. на заявленный земельный участок, а свидетельствует о возникновении права указанного лица на жилой дом с иными строениями.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что государственный регистратор действовал в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июня 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в пределах предоставленных полномочий, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 220 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с административным исковым заявлением, должен указать сведения о его правах, свободах и законных интересах, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием), и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 126 КАС РФ представить совместно с исковым заявлением, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает свои требования.
На основании изложенного, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░