Дело 70RS0004-01-2023-001744-98
Производство № 2а-2166/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2023 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Порохнюк Е.Н.,
при секретаре Сафиулиной И.А., которая также является помощником судьи,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску УФНС России по Томской области к Панфиловой ОА о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
УФНС России по Томской области обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит взыскать в пользу соответствующего бюджета с Панфиловой О.А. задолженность в размере 90244,71 руб., в том числе, земельный налог за 2017-2019 год в сумме 73 180 руб., пени по налогу в сумме 98,24 руб. за период с 02.12.2020 по 07.12.2021.
В обоснование заявленных требований указано, что Панфилова О.А. является собственником земельного участка по адресу: /________/, кадастровый /________/, площадь 41091 кв.м, дата регистрации права 22.10.2012, а следовательно, и плательщиком земельного налога. Налогоплательщику произведено исчисление земельного налога за 2017-2019 годы, подлежащего уплате в сумме 73 180 руб. Направлено налоговое уведомление от 03.08.2020 /________/ с извещением на уплату налога, который в установленный срок уплачен не был. В связи с этим были начислены пени в размере 98,24 руб. за каждый календарный день просрочки за период с 02.12.2020 по 07.12.2021.
Панфиловой О.А. направлено требование от 16.12.2020 /________/ со сроком уплаты до 02.02.2021 вместе с тем, налоги и пени уплачены в установленный срок не были.
01.04.2021 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Панфиловой О.А. недоимки в указанном размере, который отменен 12.10.2022. Указанное явилось основанием к обращению в суд за взысканием данной суммы задолженности.
В судебное заседание представитель административного истца УФНС России по Томской области не явился, Управление извещено надлежащим образом, в административном иске содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Панфилова О.А.. в судебное заседание также не явилась, извещена надлежащим образом, доказательств оплаты требуемой задолженности не представлено.
На основании ст. 150 КАС Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.2 ст.48 НК Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии со ст. 57 НК Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ч.1, 3, 4 ст.75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
В связи с этим заявление о выдаче судебного приказа надлежало подать в течение 6 месяцев в отношении требования об уплате налога, штрафов, по которому истек срок исполнения и который не исполнен этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Требование /________/ от 16.12.2020 содержит срок уплаты налога до 02.02.2021.
Как видно из определения мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского судебного района г. Томска судебный приказ о взыскании спорных сумм вынесен 01.04.2021.
Судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского судебного района г. Томска от 12.10.2022.
Административный иск направлен в суд 12.04.2023, то есть в пределах 6-ти месячного срока, который истек 07.03.2023.
Таким образом, установленный срок подачи административного иска не пропущен.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность государства носит публично-правовой характер.
В соответствии с ч.3 ст.12 НК Российской Федерации региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
На основании ч.4 ст. 12 НК Российской Федерации местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
При разрешении требования о взыскании земельного налога суд учитывает следующее.
В силу ч.1 ст.388 НК Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ч.1 ст.389 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с ч.1 ст.390 НК Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Земельный налог на территории муниципального образования «Город Томск» в спорный период взимался от кадастровой стоимости земельного участка, и налоговая ставка его устанавливалась Решением Думы Города Томска от 21.09.2010 № 1596 в редакции, действовавшей в спорный период.
В соответствии с ч.1 ст. 393 НК Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
На основании ч.4 ст.289 КАС Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Материалами дела подтверждается и не оспорено административным ответчиком, что Панфилова О.А. является собственником земельного участка по адресу: /________/, кадастровый /________/, площадь 41091 кв.м, дата регистрации права 22.10.2012,
В силу ч.3 ст.396 НК Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В ч.4 ст.397 НК Российской Федерации закреплено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
ИФНС по г. Томску в адрес Панфиловой О.А. направлено через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление /________/ от 03.08.2020 об уплате земельного налога, в том числе, и по спорному земельному участку, однако только за 2019 год в сумме 45 309 руб.
Указанное налоговое уведомление не содержит указания на уплату земельного налога по спорному земельному участку за 2017 и 2018 годы. Таким образом, учитывая, что налоговое уведомление не содержит указания на уплату земельного налога за 2017 и 2018 годы, соответственно задолженность по земельному налогу за данные периоды по спорному земельному участку по адресу: /________/, кадастровый /________/, взысканию не подлежит.
В соответствии с ответом МИФНС №8 по Томской области от 23.09.2020 /________/, данным Панфиловой О.А., ей произведен перерасчет земельного налога, в том числе, за 2019 год, сумма уменьшения составила 20544 руб. Из этого же ответа следует, что решением Томского областного суда от 27.03.2020 №3а-25/2020 кадастровая стоимость спорного земельного участка по адресу: /________/, кадастровый /________/, площадь 41091 кв.м, составляет 3302000 руб.
Указанная стоимость отражена и в расчете земельного налога, содержащегося в административном иске.
Вместе с тем, сумма земельного налога за 2019 год по данному расчету составляет 23650 руб., которая и была предъявлена ко взысканию в требовании от 16.12.2020 /________/.
По смыслу ч. 1 ст. 48 НК Российской Федерации и ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации для обращения налогового органа в суд о взыскании с физического лица обязательных платежей обязательно необходимо направление налогоплательщику требования об уплате налога.
Как следует из данного требования от 16.12.2020 /________/, оно сформировано на основании налогового уведомления от 03.08.2020 /________/.
Таким образом, по данному требованию подлежит взысканию только задолженность по земельному налогу за 2019 год.
Данное требование содержит указание на необходимость уплаты пени, однако как следует из представленного расчета, пеня рассчитана только по неуплате земельного налога за 2017, 2018 годы.
Решением Советского районного суда г.Томска от 30.07.2021 по делу №2а-2637/2021 взыскана задолженность по уплате земельного налога за 2019 год в размере 71749 руб. Данная задолженность взыскана без учета земельного налога за 2019 год по земельному участку по адресу: /________/, кадастровый /________/, о чем содержится указание в самом решении (стр.3 решения), а также согласуется со взысканной суммой (117158 руб. (сумма общая по земельному налогу за 2019 год, указанная в уведомлении /________/ от 03.08.2020) - - 45309 руб. (сумма земельного налога за 2019 год в этом же уведомлении по спорному земельному участку)).
Факт получения требования от 16.12.2020 /________/ административным ответчиком не оспорен.
Однако, доказательств того, что земельный налог за 2019 год уплачен в бюджет, суду не представлено.
Исходя из неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе, в Постановлениях от 17.12.1996 №20-П, 15.07.1999 №11-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.
Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.
Поскольку доказательств исполнения указанного выше требования от 16.12.2020 /________/ в части уплаты земельного налога за 2019 год суду не представлено, суд приходит к выводу о том, что с Панфиловой О.А. подлежит взысканию задолженность по земельному налогу за 2019 год по земельному участку по адресу: /________/, кадастровый /________/, площадь 41091 кв.м, в сумме 23650 руб., в связи с чем требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании ч.1 ст. 114 КАС Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, принимая решение о взыскании государственной пошлины в доход федерального бюджета, суд учитывает положения абз. 10 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который, являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в данном случае имеет приоритетное значение, что отражено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в котором прямо разъяснено, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ.
В связи с частичным удовлетворением административных исковых требований с административного ответчика Панфиловой О.А. в бюджет Муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в размере 909,50 руб. (п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 179, 180 КАС Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░ 23650 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░),
░░░ /________/,
░░░ /________/,
░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ // ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░░░░,
░░░░░░░░░ ░░░░ /________/,
░░░░░░░ /________/,
░░░ /________/,
░░░ /________/.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 909,50 ░░░. (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.08.2023.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░