№ 2а-1371/2023
УИН 61RS0018-01-2021-000390-22
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2023 года п. Тарасовский Ростовской области
Миллеровский районный суд Ростовской области под председательством судьи Шаповаловой С.В., при секретаре судебного заседания Костюк М.А., с участием представителя административного истца помощника прокурора Федоревской Е.В., представителя административного ответчика Приходченко А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тарасовского района Ростовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц, к администрации Тарасовского района Ростовской области об обязании принятия мер к организации транспортного обслуживания,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тарасовского района Ростовской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Тарасовского района Ростовской области об обязании принятия мер к организации транспортного обслуживания. В обоснование требований указал, что прокуратурой Тарасовского района по поручению прокуратуры области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере пассажирских перевозок. Было выявлено, что на территории Тарасовского района муниципальными маршрутами регулярных перевозок охвачены не все населённые пункты. Пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам не осуществляются в <адрес>. Отсутствие транспортного обслуживания нарушает права неопределённого круга лиц на свободу передвижения, транспортную доступность. Указанные нарушения явились следствием недобросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей со стороны ответственных на данном направлении работников администрации района и стали возможными ввиду отсутствия должного контроля за работой подчинённых сотрудников со стороны руководства администрации Тарасовского района. Просит признать незаконным бездействие администрации Тарасовского района выразившееся в непринятии мер к организации транспортного обслуживания населения <адрес> и обязать в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к организации транспортного обслуживания населения <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Федоревская Е.В. поддержала заявленные требования по указанным в административном иске основаниям, полагая их законными и обоснованными.
Представитель административного ответчика Приходченко А.Ю. заявленные требования не признал, суду пояснил, что отсутствует экономическая целесообразность и финансовая возможность для организации указанных транспортных маршрутов. Кроме того, в настоящее время утверждён реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Тарасовского района проводится открытый конкурс на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные материалы дела, оценив и проверив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, пришёл к следующему.
Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с положениями п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Организация транспортного облуживания нацелена на создание условий для предоставления транспортных услуг населению муниципального района, участие органов местного самоуправления в организации регулярных пассажирских перевозок должно совершаться в интересах широкого круга лиц, поскольку имеет социальный характер, направлено на удовлетворение потребностей и интересов общества. Непринятие мер к обеспечению надлежащего транспортного обслуживания ухудшает обеспечение жизнедеятельности жителей района, отсутствие регулярных перевозок нарушает права неопределённого круга лиц на доступное, регулярное, безопасное транспортное сообщение. Согласно положениям ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 220-ФЗ органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения. В соответствие с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 220-ФЗ наряду с указанными выше маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Судом установлено, что на территории Тарасовского муниципального района установлено 13 муниципальных маршрутов регулярных перевозок (л.д. 10-18). В материалах дела имеются схемы маршрутов с указанием линейных и дорожных сооружений. Однако ни один маршрут не обеспечивает транспортное сообщение с <адрес> по факту данного нарушения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона главе администрации Тарасовского района Ростовской области (л.д. 6-8).
Согласно информации администрации Тарасовского района муниципальные маршруты перевозок населения, соединяющие населённые пункты <адрес>, не разработаны и не утверждены, так как их организация для муниципального автотранспортного предприятия, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров и багажа, является нерентабельной в связи с низкой загруженностью, что приведёт к убыткам ОАО «Тарасовское АТП» (л.д. 9).
В адрес министерства транспорта Ростовской области в ДД.ММ.ГГГГ году направлялись сведения о необходимости оказания поддержки ОАО «Тарасовское АТП», необходимых для этого объёмах бюджетных средств, информация о лизинговых платежах ОАО «Тарасовское АТП», проблемных вопросах, возникающих в сфере организации и осуществления пассажирских перевозок в Тарасовском районе по данным ОАО «Тарасовское АТП». Их содержание свидетельствует, что для организации перевозок по муниципальным маршрутам и стимулирования потенциальных перевозок необходима поддержка за счёт бюджетных средств, т.к. без государственной поддержки перевозка пассажиров будет экономически не выгодна в связи с низким пассажиропотоком на вышеуказанных маршрутах. В 2021 году размер субсидии составлял <данные изъяты> рублей, необходимо предоставление субсидии в размере <данные изъяты> рубль, исходя из величины средств, необходимых на организацию перевозок по регулируемым тарифам в размере <данные изъяты> рублей.
Из письма руководителя ОАО «Тарасовское АТП» следует, что с ДД.ММ.ГГГГ был открыт рейс <адрес>, действовавший 1 день в неделю, который в связи с нерентабельностью и низким пассажиропотоком был отменён с ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией Тарасовского муниципального района в материалы дела представлена копия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении конкурсной документации и извещения о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Суд, руководствуясь положениями п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 11, 14, 17, 19 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исходит из того, что регулярные перевозки по указанным муниципальным маршрутам не осуществлялись, в связи с чем, транспортная доступность к населённым пунктам Тарасовского муниципального района в настоящее время не обеспечена.
Из материалов дела и пояснений сторон установлено, что пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам в <адрес> не осуществляются. Из пояснений представителя ответчика следует, что граждане ездят в данные населённые пункты на частном транспорте, льготные категории – на социальном такси. Доказательства, приведённые представителем ответчика в обоснование позиции по заявленному иску, только подтверждают указанные истцом обстоятельства. Доказательства того, что из районного бюджета выделялись денежные средства на осуществление полномочий по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, материалы дела не содержат.
Суд приходит к выводу, что администрацией Тарасовского муниципального района на момент подачи иска не принято мер к организации транспортного сообщения между районным центром и населёнными пунктами муниципального района <адрес>, ею не созданы правовые и финансовые условия для реализации полномочий по организации транспортного обслуживания всего населения муниципального района, что ущемляет права граждан, в том числе, право на передвижение, право на социальную среду.
Статьёй 204 ГПК РФ установлено, что в случае, если суд устанавливает определённые порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Учитывая необходимость обеспечения финансирования работ по исполнению решения суда, суд полагает возможным установить срок исполнения решения, который заявлен истцом в соответствующей части исковых требований.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить требования административного истца.
Ответчик от уплаты государственной пошлины по делу освобождён.
Руководствуясь ст. 46, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Тарасовского района Ростовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Тарасовского района Ростовской области об обязании принятия мер к организации транспортного обслуживания, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Тарасовского района Ростовской области выразившееся в непринятии мер к организации транспортного обслуживания населения <адрес>, незаконным.
Обязать администрацию Тарасовского района Ростовской области принять меры к организации транспортного обслуживания населения <адрес>.
Срок исполнения решения установить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья С.В. Шаповалова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.