Дело №а-4025/2024
УИД 50RS0№-64
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
19 апреля 2024 года <адрес>
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Богатыревой С.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к начальнику ОСП по <адрес> и <адрес> ФИО7, судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> и <адрес> ГУ ФССП по МО ФИО5, судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> и <адрес> ГУ ФССП по МО ФИО4, ОСП по <адрес> и <адрес> УФССП по <адрес> о признании незаконным постановления, признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к начальнику ОСП по <адрес> и <адрес> ФИО7, судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> и <адрес> ГУ ФССП по МО ФИО5, ОСП по <адрес> и <адрес> УФССП по <адрес>, в обоснование требований указывая, что на исполнении в ОСП по <адрес> и <адрес> находилось исполнительное производство №-ИП, по которому ФИО1 является взыскателем. Согласно сведениям с официального сайта ФССП России постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> и <адрес> ФИО5 исполнительное производство №-ИП окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В связи с неполучением исполнительного документа и постановления об окончании исполнительного производства административный истец обратился в ОСП по <адрес> и <адрес> с заявлением о высылке (розыске) исполнительного листа. Уведомлением начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> и <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № административному истцу сообщено, что постановление об окончании исполнительного производства и оригинал исполнительного документа направлены взыскателю по адресу, указанному в исполнительном документе. Административным истцом была подана жалоба в порядке подчиненности (в ГУФССП России по МО), которая была перенаправлена на рассмотрение в ОСП по <адрес> и <адрес>, постановлением начальника ОСП по <адрес> и <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении жалобы отказано. Основываясь на изложенном, ФИО1 просит признать незаконным и отменить постановление начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> и <адрес> ГУФССП России по <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении жалобы административного истца от ДД.ММ.ГГГГ №; признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя <адрес> и <адрес> ГУФССП России по <адрес> ФИО5, которое выразилось в ненаправлении подлинника исполнительного документа серии ФС № с постановлением об окончании исполнительного производства №-ИП и актом в адрес административного истца; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> и <адрес> ФИО5 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя: совершить предусмотренные законом исполнительные действия и в течение 5 календарных дней с даты вступления в законную силу вынесенного по настоящему делу судебного акта, направить в адрес административного истца подлинник исполнительного документа серии ФС № с постановлением об окончании исполнительного производства №-ИП и актом (регистрируемое почтовое отправление); признать незаконным бездействие старшего судебного пристава ОСП по <адрес> и <адрес> ФИО7, которое выразилось в неисполнении требований Приказа ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств»; обязать старшего судебного пристава ОСП по <адрес> и <адрес> ФИО7 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца: совершить предусмотренные законом исполнительные действия и течение 5 календарных дней с даты вступления в законную силу вынесенного по настоящему делу судебного акта, принять меры по восстановлению исполнительного документа серии ФС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Балашихинским городским судом <адрес> в отношении должника ФИО2, дав поручение судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> и <адрес> ФИО5 об обращении в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа в отношении должника по гражданскому делу №.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> и <адрес> ГУ ФССП по МО ФИО4
Административный истец ФИО1 в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении не ходатайствовал, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административные ответчики начальник ОСП по <адрес> и <адрес> ФИО7, судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> и <адрес> ГУ ФССП по МО ФИО5, судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> и <адрес> ГУ ФССП по МО ФИО4, представитель административного ответчика ОСП по <адрес> и <адрес> УФССП по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ГУФССП России по <адрес>, заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления Федеральной службы судебных приставов, главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 данного Федерального закона.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда данным Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
При этом из ч. 3 ст. 46, ч. 6 ст. 47 Закона об исполнительном производстве следует, что исполнительный документ с копией постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства направляются взыскателю не позднее дня, следующего за днем вынесения такого постановления.
Судом установлено, что на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Балашихинским городским судом <адрес> по делу № о взыскании задолженности с ФИО2 в размере 69 409,47 руб. в пользу ФИО1, возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> и <адрес> ФИО5 исполнительное производство №-ИП окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно справке ОСП по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № б/н сведения об отправке исполнительного документа, постановления об окончании исполнительного производства в адрес взыскателя отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу ст. 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно положениям п. 1 ч. 6 ст. 47 Закона об исполнительном производстве копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются, в том числе взыскателю и должнику.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 47, п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается и исполнительный документ возвращается взыскателю в случае отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 46 взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.
Частью 2.1 статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.
В части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2 части 9 указанной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3, 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц службы судебных приставов и рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия должностных лиц, выразившегося в ненаправлении в адрес взыскателя постановления об окончании исполнительного производства №-ИП и оригинала исполнительного документа ФС 021264185, поскольку фактически они не были направлены в адрес взыскателя, доказательства обратного отсутствуют.
На момент рассмотрения настоящего спора по существу судебный пристав-исполнитель также не обращался за выдачей дубликата вышеуказанного исполнительного документа.
Таким образом, должностными лицами службы судебных приставов в данной части допущено неправомерное бездействие, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца как взыскателя в отношении вышеуказанного исполнительного документа.
Согласно правовой позиции, сформулированной в абзаце первом пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (части 4, 5 статьи 38, глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что полномочия судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> и <адрес> ГУФССП России по <адрес> ФИО5 в настоящее время прекращены, сведений о передаче полномочий в материалах дела не имеется, в настоящее время исполнительное производство окончено, надлежащим ответчиком по требованиям ФИО1 является начальник ОСП по <адрес> и <адрес> ГУ ФССП России по <адрес> - старший судебный пристав ФИО7
Суд также полагает необходимым обязать начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> и <адрес> ГУ ФССП по МО ФИО7 устранить допущенные нарушения путем направления в адрес взыскателя постановления об окончании исполнительного производства.
Рассматривая требования об обязании направить оригинал исполнительного документа взыскателю, суд приходит к следующим выводам.
Поскольку сведения о месте нахождения оригинала исполнительного листа серии ФС № в материалы дела не представлены, доказательств, опровергающих факт получения данного исполнительного листа и ненаправления его оригинала в адрес взыскателя после окончания исполнительного производства со стороны административного ответчика не представлено, то в соответствии с п. 2.3.1 Приказа ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств» обязанность по его восстановлению возлагается на соответствующий отдел ГУФССП, для чего судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке обязан незамедлительно обратиться в соответствующий суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа в порядке ст. 430 ГПК РФ в целях восстановления нарушенных прав взыскателя.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав административного истца суд полагает необходимым возложить на начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> и <адрес> ГУ ФССП по МО ФИО7 обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, а именно: в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты вступления в законную силу настоящего решения организовать розыск исполнительного листа серии ФС 021264185, выданного в отношении должника ФИО2; в случае утраты исполнительного документа принять меры к своевременному получению дубликата исполнительного листа для последующего направления в адрес взыскателя совместно с копией постановления об окончании исполнительного производства №-ИП.
Также административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ им подана жалоба № в порядке подчиненности в ГУФССП России по <адрес>, просит признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении жалобы, поскольку постановление об окончании исполнительного производства №-ИП и оригинал исполнительного документа административному истцу не направлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 126 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично (ч. 2 ст. 127 Закона № 229-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 127 Закона № 229-ФЗ копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления начальника ОСП - старшего судебного пристава-исполнителя ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении жалобы административного истца от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку судом было установлено нарушение прав административного истца в части направления постановления об окончании исполнительного производства №-ИП и оригинала исполнительного документа административному истцу.
Требования в части признания бездействия начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> и <адрес> ГУ ФССП по МО ФИО7, выразившегося в неисполнении требований Приказа ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств», не подлежат удовлетворению, поскольку судом не установлено бездействие, не соответствующее закону, а также в чем заключается нарушение прав и законных интересов административного истца в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление начальника ОСП - старшего судебного пристава-исполнителя ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении жалобы административного истца от ДД.ММ.ГГГГ №.
Признать незаконным бездействие начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> и <адрес> ГУ ФССП по МО ФИО7, в части ненаправления постановления об окончании исполнительного производства №-ИП, а также оригинала исполнительного листа ФС 021264185.
Обязать начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> и <адрес> ГУ ФССП по МО ФИО7 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, а именно: в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты вступления в законную силу настоящего решения организовать розыск исполнительного листа серии ФС 021264185, выданного в отношении должника ФИО2; в случае утраты исполнительного документа принять меры к своевременному получению дубликата исполнительного листа, для последующего направления в адрес взыскателя, совместно с копией постановления об окончании исполнительного производства №-ИП.
В удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> и <адрес> ГУ ФССП по МО ФИО7, выразившееся в неисполнении требований Приказа ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.А. Богатырева