Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-927/2022 ~ М-880/2022 от 19.10.2022

Дело №2а-927/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Куртамышский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Олейниковой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Кочегиной И.С.,

с участием помощника прокурора Куртамышского района Переваловой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше Курганской области 07 декабря 2022 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Куртамышского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куртамышского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование иска указывает, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии экстремизму, в ходе которой выявлен факт размещения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» доступные для неограниченного круга пользователей интернет-ресурсы файлы с URL-адресами: http://risovach.ru/kartinka/12042588, http://risovach.ru/kartinka/12041955, с запрещенной информацией, содержащие в себе демонстрацию нацистской символики и свастики, а также картинки националистического толка, содержащие фашистскую свастику и лозунги, ознакомиться с содержанием указанного сайта может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. Указывает, что предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» указанной информации фактически способствует совершению террористических актов, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве. На момент проверки указанные URL-адреса в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствуют. Просит признать информацию на указанных страницах, размещенную в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для включения указателей страниц сайтов сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца помощник прокурора Куртамышского района Курганской области Перевалова Н.В. в судебном заседании административные требования поддержала в полном объеме, пояснения дала в соответствии с административным исковым заявлением. Просит признать информацию, размещенную на указанных страницах сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Курганской области в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие. Указал, что по состоянию на 28.11.2022 информация на указанных в иске страницах сайтов с адресами доступна.

Суд считает возможным рассмотреть дело без участия заинтересованного лица.

Заслушав прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокуратурой Куртамышского района в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии экстремизму, путем мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, выявлены публичные интернет - страницы с изображениями демонстрации нацистской символики и свастики, а также картинки националистического толка, содержащие фашистскую свастику и лозунги, имеющие URL-адреса: http://risovach.ru/kartinka/12042588, http://risovach.ru/kartinka/12041955.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.29 Конституции РФ не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового национального, религиозного или языкового превосходства.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

На основании ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.

В силу положений ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Федеральный закон "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", принятый в том числе исходя из необходимости недопущения проявлений фашизма в любой форме, предусмотрел, что важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма; Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории; в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах (статья 6).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2019 г. №2923-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Круглова А.Г. на нарушение его конституционных прав статьей 6 Федерального Закона «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1954 годов» и частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23 октября 2014 года N 2480-О, обращаясь к вопросу о недопустимости демонстрации нацистской атрибутики или символики, отмечал, что само по себе использование нацистской атрибутики (символики) - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны; это предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. В качестве такой необходимой охранительной меры выступает установление административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.3 КоАП Российской Федерации, за нарушение запрета на использование указанной символики с целью противодействия нацизму, экстремизму, фашизму и другим действиям, оскорбляющим память о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне, и ассоциирующимся с идеологией, запрещенной в силу статьи 13 (часть 5) Конституции Российской Федерации.

Данное регулирование предполагает применение мер административного принуждения к гражданам (привлечение их к административной ответственности) в случае, если они своими виновными действиями создают угрозу обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, нарушают права и свободы других лиц, что само по себе с учетом названной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации не может расцениваться как нарушение конституционных прав заявителя в указанном им аспекте.

Статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».

В судебном заседании установлено, что в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайтах, доступные для неограниченного круга пользователей данного интернет - ресурса файлы с URL-адресами: http://risovach.ru/kartinka/12042588, http://risovach.ru/kartinka/12041955, с запрещенной информацией, содержащие в себе демонстрацию нацистской символики и свастики, а также картинки националистического толка, содержащие фашистскую свастику и лозунги, ознакомиться с содержанием указанного сайта может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний.

Под нацистской (фашистской) символикой понимаются сущностные отличительные признаки свойственные фашистской идеологии и фашистскому государству, среди которых также государственная символика: государственный флаг нацистской Германии, символика военных подразделений СС, непосредственно участвовавших в боевых действиях (фуражки; кепи; нарукавные нашивки; петлицы; кинжалы; прочие детали униформы) прежде всего знаки воинского различия подразделений СС, а также значки, атрибуты униформы и т.п., использовавшиеся организациями, признанными Нюрнбергским международным военным трибуналом преступными.

Не влекут административной ответственности действия, выразившиеся в демонстрировании вышеуказанной символики, ее обороте, только в том случае если они совершены в целях, не связанных с ее пропагандой, включая в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку других материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события.

Факт демонстрирования вышеуказанной символики подтверждается: рапортом помощника прокурора района, актом осмотра интернет-страниц; скриншотами с интернет-сайтов (л.д 10-14), содержащих свастику и иную нацистскую символику, публичное демонстрирование которых запрещены ст. 6 Федерального закона РФ от 19.05.95 N 80-ФЗ "Об увековечивании Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941 - 1945 гг.", п. 1 ст. 1 Федерального закона РФ "О противодействии экстремистской деятельности".

Атрибутика, символика, сходны с нацистской символикой до степени смешения, публичное демонстрирование которых прямо запрещены федеральными законами.

Изображения нацистской символики и атрибутики, размещенные на указанных страницах «Интернет», узнаваемы и отчетливы. Экспертное исследование данных изображений не является необходимым.

Указанные выше изображения, находящиеся в свободном доступе для неопределенного круга лиц, не могут рассматриваться, как размещенные для какого-либо художественного (научного, учебного) произведения (кинофильм, книга, картина, учебное или научное пособие и т.п.), допускающие изображение нацистской символики в общем контексте произведения, но не являющиеся пропагандой или публичным демонстрированием нацистской атрибутики или символики, а также не позволяют усомниться в том, что свастика является именно нацистской, а не каким –либо иным символом других народов в более раннее время.

Таким образом, предоставление доступа к указанной информации фактически является распространением запрещенной информации.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, доступ к указанным сайтам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации должен быть ограничен.

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу пунктов 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно п. 5 вышеуказанных Правил основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Указанные в иске интернет-страницы с URL-адресами в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым признать информацию на указанных страницах, размещенную в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, т.к. она содержит в себе демонстрацию нацистской символики и свастики, а также картинки националистического толка, содержащие фашистскую свастику и лозунги.

    Согласно п. 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228, в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений

Поскольку владелец сайта не установлен, защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь лицо, распространившее такую информацию, возможна привлечением к участию в деле уполномоченного органа по включению запрещенной информации в Реестр.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку доступ к указанной информации является распространением запрещенной информации.

В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию на страницах http://risovach.ru/kartinka/12042588, http://risovach.ru/kartinka/12041955, размещенные в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Куртамышский районный суд Курганской области.

Судья                                Е.Н.Олейникова.

2а-927/2022 ~ М-880/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор района
Ответчики
пользователь сети Интернет
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области
Суд
Куртамышский районный суд Курганской области
Судья
Олейникова Е.Н.
Дело на сайте суда
kurtamyshsky--krg.sudrf.ru
19.10.2022Регистрация административного искового заявления
19.10.2022Передача материалов судье
20.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
20.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2022Судебное заседание
07.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее