Дело №2а-328/2023
УИД 26RS0028-01-2023-000372-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Светлоград 10 апреля 2023 года
Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Черниговской И.А.,
при секретаре Горбенко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело №2а-328/2023 УИД 26RS0028-01-2023-000372-65 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №14 по Ставропольскому краю к Сидорову -.- о взыскании недоимки по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 14 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным иском к Сидорову С.А. о взыскании пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 405,76 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений (муниципальных округов), в размере 214,87 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 2,23 руб., всего 622,86 руб., мотивируя следующим.
Сидоров С.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 3 по Ставропольскому краю и является плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В соответствии с положениями о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Ставропольскому краю, утвержденными руководителем УФНС России по Ставропольскому краю Афониной Е.А. 01.03.2022, полномочия по реализации положений ст. 48 НК РФ по взысканию налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов с физических лиц на всей территории Ставропольского края осуществляет Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Ставропольскому краю.
В связи с не поступлением в срок сумм налогов, инспекцией в адрес налогоплательщика Сидорова С.А. направлены требования № 27207 от 09.10.2015, №11958 от 24.11.2017 в которых указано, что на лицевом счете у налогоплательщика имеется задолженность: пени за несвоевременную уплату транспортного налога – 405,76 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога – 214,87 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц – 2,23 руб., общая сумма задолженности – пени 622,86 руб.
18.11.2022 мировым судьей судебного участка № 3 Петровского района Ставропольского края вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Сидорова С.А. недоимки по налогам и пени. Просят восстановить срок на подачу административного искового заявления на взыскание задолженности по налогам, страховым взносам и пени (л.д. 4-6).
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.36,46,47), в тексте административного искового заявления просил рассмотреть дело без участия представителя административного истца (л.д.4-6).
Административный ответчик Сидоров С.А. в судебное не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом – повесткой, направленной по месту регистрации – г. Светлоград, ул. Лунная, д. 63, откуда почтовое отправление возвращено с указанием причины невручения «истек срок хранения» (л.д.41-43,48-50). О причине неявки суд не уведомил, письменных ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении дела в его отсутствие не представил.
Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
Уклонение от явки в учреждение почтовой связи для получения судебной корреспонденции расценивается как отказ от ее получения.
Согласно ч. 2 ст. 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Таким образом, обязанность по извещению административного ответчика выполнена судом надлежащим образом, в то время как согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ стороны должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
При таких обстоятельствах, суд на основании части 2 статьи 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав доказательства в письменной форме, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно письменным доказательствам, представленным административным истцом и не опровергнутым административным ответчиком, Сидоров С.А. состоит на учете в налоговом органе.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика уплатить налог в установленный законом срок. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии с положениями ст. 69 НК РФ. Требование, направленное заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется: в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 27.11.2002 №52-кз "О транспортном налоге" определены ставки транспортного налога.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения статьи 357 НК РФ, связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо. Иных оснований для освобождения от обязанности по уплате транспортного налога, кроме снятия транспортного средства с регистрационного учета, угона транспортного средства, либо возникновения права на налоговую льготу действующее налоговое законодательство не предусматривает.
Таким образом, в силу положений статей 357, 358 НК РФ налогоплательщиками являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы и обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия транспортного средства у налогоплательщика.
В силу положений ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Статья 401 НК РФ относит жилые дома, иные здания, строения, сооружения к числу объектов налогообложения.
Согласно ч. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статья 389 НК РФ относит к числу объектов налогообложения земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно ч.1 ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Сидорову С.А. принадлежит следующее недвижимое имущество: земельный участок с кадастровым номером --- площадью -.- кв.м по адресу: ..., с 15.10.2012; земельный участок с кадастровым номером --- площадью -.- кв.м по адресу: ..., с 06.12.2005; земельный участок с кадастровым номером --- площадью -.- кв.м по адресу: ..., с 01.04.2009; площадка для стоянки автомобилей с кадастровым номером --- площадью -.- кв.м по адресу: ... с 01.04.2004; жилой дом с кадастровым номером --- площадью -.- кв.м по адресу: ..., с 15.10.2012; квартира с кадастровым номером --- площадью -.- кв.м по адресу: ... с 28.06.2022; здание проходной с кадастровым номером --- площадью -.- кв.м по адресу: ..., с 01.03.2004; площадка, покрытая бетонными плитами с кадастровым номером --- площадью -.- кв.м по адресу: ... с 08.10.2004 (л.д.8-10)
Кроме того, Сидорову С.А. принадлежат следующие транспортные средства:
с 30.07.2013 ХЕНДЭ САНТА ФЕ 2013 г.в., г.р.з. ---, с 01.06.2017 ХЕНДЭ САНТА ФЕ 2013 г.в., г.р.з. ---;
с 05.12.2008 KIA SPECTRA(FB2272) 2008 г.в., г.р.з. ---, с 11.02.2009 KIA SPECTRA(FB2272) 2008 г.в., г.р.з. --- с 30.07.2013 KIA SPECTRA(FB2272) 2008 г.в., г.р.з. ---, которая снята с учета 02.02.2018 в связи со сменой собственника;
с 31.01.2012 MAЗ544008-060-031, 2011 г.в., г.р.з.---, с 01.06.2017 по 03.03.2020 MAЗ 544008, 2011 г.в., г.р.з---, с *** MAЗ 544008, 2011 г.в., г.р.з---, которая снята с учета 26.04.2022 в связи со сменой собственника, что подтверждено данными Федеральной информационной системы Госавтоинспекции (л.д.37, 38-39)
Налоговым органом в адрес Сидорова С.А. направлено налоговое уведомление №409648 от 22.04.2015 об уплате в срок до 01.10.2015:
транспортного налога, исчисленного на: автомобиль KIA SPECTRA(FB2272) г.р.з. --- за 2014 год в размере 1523 руб., автомобиль MAЗ544008-060-031, г.р.з.--- за 2014 год в размере 19 500 руб., автомобиль ХЕНДЭ САНТА ФЕ г.р.з. --- за 2014 год в размере 6300 руб., всего транспортного налога 27 323 руб.;
об уплате земельного налога исчисленного на: земельный участок с КН --- ..., 1/3 доля за 2014 год в размере 7354 руб.; земельный участок с КН --- ..., 3333/10 доля за 2014 год в размере 6934 руб.; земельный участок с КН ---: ..., ? доля за 2014 год в размере 180 руб., всего земельного налога 14 468 руб.;
об уплате налога на имущество физических лиц исчисленного на: здание проходной с КН --- ..., 1/3 доля за 2014 год в размере 6 руб.; площадка, покрытая бетонными плитами с КН --- ... 1/3 доля за 2014 год в размере 16 руб.; жилой дом с КН ---, ..., ? доля за 2014 год в размере 347 руб., всего налога на имущество 369 руб. (л.д.22-23)
Налоговым органом в адрес Сидорова С.А. направлено требование № 27207 по состоянию на 09.10.2015 об уплате в срок до 27.11.2015 недоимки транспортному налогу за 2014 год (срок уплаты 01.10.2015) в размере 27 323 руб., пени по транспортному налогу в размере 59,95 руб., недоимки по налогу на имущество за 2014 г. (срок уплаты 01.10.2015) в размере 396 руб., недоимки по земельному налогу за 2014 год (срок уплаты 01.10.2015) в размере 14 168 руб., пени по земельному налогу в размере 31,83 руб. (л.д.20-21)
Однако, представленный административным истцом расчет пеней по состоянию на 09.10.2015 (л.д.17-19) не подлежит математической проверке, поскольку в нем отсутствуют сведения о недоимке, на которую исчислены пени, период начисления пеней, количество дней просрочки уплаты налога, ставка ЦБ.
Налоговым органом в адрес Сидорова С.А. направлено требование № 11958 по состоянию на 24.11.2017 об уплате в срок до 17.01.2018 пени по транспортному налогу в размере 345,81 руб., пени по налогу на имущество в размере 2,23 руб., пени по земельному налогу в размере 183,04 руб. (л.д. 14).
Однако, представленный административным истцом расчет пеней по состоянию на 24.11.2017 (л.д.15-16) не подлежит математической проверке, поскольку в нем отсутствуют сведения о недоимке, на которую исчислены пени, период начисления пеней, количество дней просрочки уплаты налога, ставка ЦБ.
Доказательств направления Сидорову С.А. налогового уведомления №409648 от 22.04.2015 и требований № 27207 от 09.10.2015 и № 11958 от 24.11.2017 - административным истцом не представлено, согласно акту №1 от 15.06.2022 документы за 2016, 2017 годы уничтожены в связи с истечением срока хранения (л.д.24)
Неисполнение требований явилось основанием для обращения в суд для принудительного взыскания задолженности.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 23.11.2020 N 374-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно ч.3 ст.48 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 23.11.2020 N 374-ФЗ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч.3 ст.48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023) налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей. В случае внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об утрате силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявление о взыскании задолженности, в отношении которой в реестре решений о взыскании задолженности не размещены поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности и (или) постановление о взыскании задолженности, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, если соответствующее решение вступило в силу после дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно с ч.4 ст.48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023) рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Производство по административным делам о вынесении судебного приказа отнесено к компетенции мировых судей.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьи 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если: из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
В абзаце втором пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", разъяснено, что в случае отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи.
Вместе с тем, судом установлено, что Сидорову С.А. был начислен транспортный налог за 2014 год в размере 27 323 руб., земельный налог за 2014 год в размере 14 468 руб. и налог на имущество за 2014 год в размере 369 руб., о чем налогоплательщику, по утверждению административного истца, было направлено налоговое уведомление №409648 от 22.04.2015 об уплате в срок до 01.10.2015 транспортный налог за 2014 год в размере 27 323 руб., земельный налог за 2014 год в размере 14 468 руб. и налог на имущество за 2014 год в размере 369 руб., что документально в суде не подтверждено. Транспортный налог, налог на имущество и земельный налог за указанный период своевременно уплачен не был, в связи с чем, налогоплательщику было выставлено требование № 27207 от 09.10.2015 об уплате в срок до 27.11.2015 недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 27 232 руб., пени по транспортному налогу в размере 59,95 руб., недоимку по налогу на имущество за 2014 год в размере 369 руб., недоимки по земельному налогу за 2014 год в размере 14 468 руб., пени по земельному налогу в размере 31,83 руб. и требование №11958 от 24.11.2017 об уплате в срок до 17.01.2018 пени по транспортному налогу в размере 345,81 руб., пени по налогу на имущество в размере 2,23 руб., пени по земельному налогу в размере 183,04 руб. Доказательства направления административному ответчику выше указанных требований не представлены.
Согласно доводам административного иска, общая сумма недоплаченной пени по указанным требованиям составила, 622,86 руб., т.е. менее 10000 руб.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, налоговый орган обязан был обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки за три года (2014, 2015, 2016 гг.) в течение шести месяцев со дня истечения выше указанного трехлетнего срока исполнения самого раннего требования № 27207 от 09.10.2015 (срок уплаты до 27.11.2015), т.е. не позднее 27.05.2019.
18.11.2022 определением мирового судьи судебного участка №2 Петровского района Ставропольского края административному истцу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Сидорова С.А. недоимки по уплате налога и пени в размере 622,86 руб. (л.д.26).
Обращение административного истца с административным исковым заявлением по настоящему делу имело место 27.02.2023 согласно штампа входящей корреспонденции (л.д.4).
Таким образом, судом установлено, что срок на добровольное исполнение первого требования № 27207 от 09.10.2015 был установлен до 27.11.2015, тем самым налоговый орган был вправе обратиться в суд не позднее 27.05.2019, однако с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился лишь 18.11.2022, т.е. с пропуском срока более 3 лет, а в суд с иском - 27.02.2023.
Административным истцом не приведено доказательств, объективно препятствовавших налоговому органу на протяжении длительного времени, обратиться в суд с административным исковым заявлением. Определением Петровского районного суда от 28.02.2023 (л.д.1-2) судом административному истцу было предложено в срок до 10.02.2023 предоставить в суд доказательства уважительности пропуска срока на подачу административного искового заявления. Однако, приведенные административным истцом обстоятельства в ходе судебного заседания, которые могли быть оценены судом для целей решения вопроса об уважительных причинах пропуска срока на обращение в суд, отсутствуют. При этом пропуск срока в рассматриваемом деле не может считаться незначительным и, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет не выплаченных налогоплательщиком налогов и пени, не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности его пропуска.
При этом суд отмечает, что административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, а также профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.
Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд по требованию № 27207 от 09.10.2015 об уплате в срок до 27.11.2015 пени по транспортному налогу в размере 59,95 руб., пени по земельному налогу в размере 31,83 руб. и по требование №11958 от 24.11.2017 об уплате в срок до 17.01.2018 пени по транспортному налогу в размере 345,81 руб., пени по налогу на имущество в размере 2,23 руб., пени по земельному налогу в размере 183,04 руб., и отсутствием уважительных причин его пропуска, которые могли бы явиться основанием для его восстановления, кроме того, недоказанностью направления налогового уведомления и требований налогоплательщику и отсутствием расчета сумм требуемых ко взысканию пеней.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №14 по Ставропольскому краю -.- к Сидорову -.-, о взыскании по требованиям № 27207 от 09.10.2015 и №11958 от 24.11.2017 пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 405,76 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений (муниципальных округов), в размере 214,87 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 2,23 руб., всего 622,86 руб., – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. 11.04.2023.
Судья И.А. Черниговская