УИД 59OS0000-01-2023-000393-07
Дело № 3а-397/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 декабря 2023 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Морозовой А.С.,
с участием представителя административного ответчика Конюшевич И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Катырева Александра Сергеевича об оспаривании решений государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 11 июля 2023 года № ОРС-59/2023/000735, № ОРС-59/2023/000738 об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами **:583, **:352 в размере их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Катырев А.С. (с учетом уточненного административного искового заявления) обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 11 июля 2023 года № ОРС-59/2023/000735, № ОРС-59/2023/000738 об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами **:583, **:352 в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами **:583, **:352, кадастровая стоимость которых не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает законные интересы истца, влечет увеличение налоговых платежей.
Решениями ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 11 июля 2023 года отказано в удовлетворении заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости. Административный истец полагает, что указанные решения бюджетного учреждения не соответствуют требованиям статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Представитель административного истца Борисов П.А. в судебное заседание не явился, направил ходатайство, в котором настаивает на доводах административного искового заявления с учетом уточнённых административных исковых требований, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» Конюшевич И.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного искового заявления, заключение эксперта не оспаривала.
Заинтересованные лица ППК «Роскадастр» в лице филиала по Пермскому краю, администрация Добрянского муниципального округа извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.
Суд, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Частями 1 и 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости могут быть оспорены в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решений бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Учитывая содержание постановления Правительства Пермского края от 11 декабря 2020 года № 973-п «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с 1 января 2021 года на территории Пермского края кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости устанавливается ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее – заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами **:583, **:352, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Поскольку налоговая база по принадлежащему административному истцу на праве собственности объекту недвижимости исчисляется от его кадастровой стоимости, то результат определения кадастровой стоимости затрагивает права и обязанности административного истца.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером **:583 составляет – 3 015 671,6 рублей, **:352 составляет – 1 592 038,04 рублей.
Административным истцом 14 июня 2023 года в ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» поданы заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости с приложением отчета об оценке от 10 мая 2023 года № Н2023/04/02/3-2 по состоянию на дату оценки 10 мая 2023 года, составленный оценщиком Т.
11 июля 2023 года, то есть в срок, установленный частью 10 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» приняты мотивированные решения № ОРС-59/2023/000735, № ОРС-59/2023/000738 об отказе в удовлетворении заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Основанием к отказу в удовлетворении заявлений послужили обстоятельства несоответствия представленного отчета об оценке требованиям: статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подпунктов 1, 2, 4, 6, 7 пункта 3 ФСО IV, пункта 2, подпункта 2 пункта 29 ФСО V, подпункта «г» пункта 24 ФСО № 7.
На основании определения Пермского краевого суда от 16 октября 2023 года экспертом З. представлено экспертное заключение от 7 ноября 2023 года № 23/124, согласно которому отчет об оценке от 10 мая 2023 года № Н2023/04/02/3-2 имеются несоответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и нарушения требований Федеральных стандартов оценки.
Экспертом выявлены несоответствия отчета об оценке следующим нормам: подпунктам 1, 2, 4, 6, 7 пункта 3 ФСО IV пункту 2 ФСО VI, статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (страницы 8-11 экспертного заключения).
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства допустимыми доказательствами (заключение эксперта) подтверждены обстоятельства обоснованности выводов, приведенных в оспариваемом решении бюджетного учреждения, то есть, установлены нарушения требований ФСО, что исключало возможность для бюджетного учреждения принять отчет об оценке в качестве надлежащего отчета при пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными оспариваемых решений бюджетного учреждения от 11 июля 2023 года.
В связи с тем, что выявленные недостатки и неточности представленного административным истцом отчета повлияли на итоговый результат оценки, на основании определения Пермского краевого суда от 16 октября 2023 года экспертом З. определен размер рыночной стоимости объекта оценки с кадастровым номером **:583 в размере 628 000 рублей, объекта оценки с кадастровым номером **:352 в размере 467 000 рублей.
В данном случае заключение эксперта от 7 ноября 2023 года № 23/124 может быть использовано в качестве надлежащего доказательства, в том числе и в части размера рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Представленное экспертное заключение сторонами не оспорено, соответствующие ходатайства не заявлены.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
С учетом изложенного, заявленные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости поданы в бюджетное учреждение 14 июня 2023 года, приведенная дата подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требования Катырева Александра Сергеевича о признании незаконными решения государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 11 июля 2023 года № ОРС-59/2023/000735, № ОРС-59/2023/000738 – отказать.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером **:583 равной его рыночной стоимости в размере 628 000 рублей по состоянию на 10 мая 2023 года.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером **:352 равной его рыночной стоимости в размере 467 000 рублей по состоянию на 10 мая 2023 года.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости считать 14 июня 2023 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья /подпись/
Мотивированное решение составлено 25 декабря 2023 года.
Решение суда не вступило в законную силу.