Административное дело № 3а-213/2021
УИД 21OS0000-01-2021-000131-62
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
9 июля 2021 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.
при секретаре Андрияновой Т.А.,
с участием:
представителя административного истца Павлова С.Л.,
представителя административного ответчика Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии Артемьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соловьевой Светланы Ивановны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил :
Соловьева С.И. обратилась в Верховный суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:5882, площадью 254,2 кв.м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г<адрес>, строение 1, помещение №15, равной его рыночной стоимости в размере 9856 439 рублей 00 копеек по состоянию на 1 января 2018 года
Иск мотивирован тем, что спорный объект недвижимости принадлежит истцу на праве собственности, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года, по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости на указанную дату составляет 12603767,28 руб., однако согласно отчету ООО «Консалтинговый центр «Содействие» № 028/21 от 11.05.2021 рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на ту же дату составляет 9856 439 рублей 00 копеек.
Административный ответчик БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии в письменном отзыве указало, что государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства по состоянию на 1 января 2018 года проведена БУ ЧР «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии, результаты определения кадастровой стоимости утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457; при определении кадастровой стоимости использовались методы массовой оценки в соответствии с регламентированной процедурой в рамках утвержденных определенных федеральных законов, методики, последовательности процедур, моделей построения массовой оценки, в рамках действующего законодательства. БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии, с учетом незначительности расхождения кадастровой стоимости объекта с определенной индивидуальной рыночной стоимостью, удовлетворение исковых требований оставляет на усмотрение суда.
Административный истец Соловьева С.И. в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель административного истца Павлов С.Л. поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика БУ «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. поддержала представленный отзыв, признав иск, против его удовлетворения не возражала.
Административные ответчики - Кабинет Министров Чувашской Республики и Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики представителей в суд не направили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Остальные участвующие в деле лица – представители заинтересованных лиц - Управления Росреестра по Чувашской Республики, администрации г. Чебоксары, ИФНС России по г.Чебоксары, извещенные надлежащим образом, представителей в суд не направили, о причинах неявки не сообщили. Представители Управления Росреестра по Чувашской Республики, ИФНС России по г.Чебоксары просили рассмотреть дело без их участия.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, признав возможным рассмотрение административного дела при имеющейся явке, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из ЕГРН от 14.02..2021 № КУВИ-002/2021-11102320 (л.д.10) с 01.02.2016 за Соловьевой С.И. на праве собственности зарегистрировано нежилое помещение №15, расположенное на 1-ом этаже нежилого девятиэтажного кирпичного здания с чердачным этажом (лит. А), подвалом (лит. А1), цокольным этажом (лит.А2), тамбурами (лит. а1, а2), с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:5882, площадью 254,2 кв.м, расположенное по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
По смыслу ч. 1 ст. 245,п. 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее- КАС РФ), п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 3, ч. 1, 3, 4, 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее- Федеральный закон № 237-ФЗ) под кадастровой стоимостью объекта недвижимости понимается результат оценки объекта недвижимости, полученный на определенную дату, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Федеральным законом № 237- ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в этом случае признается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (абзацы первый и второй статьи 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также- Федеральный закон № 269- ФЗ) соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон № 237- ФЗ.
В частности ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года ( ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 269-ФЗ).
Федеральный закон № 237-ФЗ дополнен ст. 22. 1, из ч. 1 которой следует, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино- места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ).
В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст. 22, 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:
1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее- решение);
2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения- до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения ст. 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ не применяются;
3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения ст. 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
не применяются положения ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ;
рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24. 18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ (п. 1, подп. « а» п. 2, подп. « а- в» п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ).
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений ст. 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.
В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса.
Согласно ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании п.1 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Пункт 2 ст.402 НК РФ определяет, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В абзаце третьем пункта 1 ст.402 НК РФ указано, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – с 1 января 2016 года.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 № 512 установлено, что с 1 января 2017 года проведение государственной кадастровой оценки на территории Чувашской Республики осуществляется в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке.
Согласно п.п.2 п.1 ст.3 этого Закона кадастровая стоимость – стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со ст.16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (п.1, 2 ст.6 Закона о государственной кадастровой оценке).
Распоряжением Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 18 сентября 2017 года № 913-р принято решение о проведении в 2018 году государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.
По результатам проведенных данным учреждением работ был составлен отчет об итогах государственной кадастровой оценки.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики.
Согласно выписке из ЕГРН от 27.11.2020 № КУВИ-002/2020-43184908 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером 21:01:010209:5882 по состоянию на 1 января 2018 года составляет 12603767,28 руб.
Таким образом, установленная кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости затрагивает права и обязанности административного истца Соловьевой С.И.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно ст. 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В силу ч.5 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), а также исходя из разъяснений, изложенных пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» обязанность доказывания величины рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, возложена на административного истца.
В обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости административным истцом представлен Отчет от 11.05.2021 №028/21, выполненный оценщиком ООО «Консалтинговый центр «Содействие», согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:5882 по состоянию на 1 января 2018 года составляет 9856439 руб. (л.д.14-95).
В отчете ООО «Консалтинговый центр «Содействие» от 11.05.2021 №028/21 содержится подробное описание объекта оценки с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:5882.
Мотивированно отказавшись от использования затратного подхода (стр.74 отчета), эксперт использовал при определении рыночной стоимости объекта оценки метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода и метод капитализации в рамках доходного подхода.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оценив представленный административным истцом отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять ему не имеется. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к отчету об оценке, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено, оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.
Кроме того, представитель административного ответчика пояснила, что с отчетом ознакомлена, претензий к нему не имеет.
Таким образом, административный истец доказал рыночную стоимость спорного объекта недвижимого имущества на оспариваемую дату.
Потому суд считает возможным определить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым № 21:<данные изъяты>:5882 на основании результатов независимой оценки.
В соответствии со ст.17 Закона о государственной кадастровой оценке орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном ст.16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в ЕГРН таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В силу п.4 ст.18 Закона о государственной кадастровой оценке в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом данные сведения применяются до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики здания будут изменены до указанного момента, - до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости внесены в ЕГРН 1 января 2019 года, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращалась, а административное исковое заявление предъявила в суд 2 июня 2021 года, направив заявление посредством «Почты России».
Таким образом, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 2 июня 2021 года.
С учетом вышеприведенных положений законов во взаимосвязи с положением Закона Чувашской Республики «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения» настоящее решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Руководствуясь ст.175-177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения №15, расположенного на 1-ом этаж нежилого девятиэтажного кирпичного здания с чердачным этажом (лит. А), подвалом (лит. А1), цокольным этажом (лит.А2),тамбурами (лит. а1, а2), с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:5882, площадью 254,2 кв.м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 9856 439 (девять миллионов восемьсот пятьдесят шесть тысяч четыреста тридцать девять ) рублей 00 копеек по состоянию на 1 января 2018 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 2 июня 2021 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания, с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:5882, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период ее применения до момента внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.
Председательствующий Т.Н. Евлогиева
Мотивированное решение составлено 23 июля 2021 года.