Дело № 2а-1949/2023
УИД 11RS0004-01-2022-003003-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сыктывкар 01 марта 2023 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Коданевой Я.В.,
при секретаре Стеблиной Е.П.,
с участием представителя УФСИН России по РК, ФКУЗ МЧ-11 ФСИН России - Морозовой Марии Александровны, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Пономаренко Виктора Дмитриевича к ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании действий незаконными, отмене предписания главного государственного санитарного врача ГУФСИН России по РК,
УСТАНОВИЛ:
Пономаренко В.Д. обратился в Печорский городской суд РК с иском к ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК о признании действий незаконными, отмене предписания главного государственного санитарного врача ГУФСИН России по РК.
В обоснование исковых требований указал, что отбывает наказание в ИУ УФСИН России по РК с ** ** ** по н.в. Согласно положениям УИК РФ и ПВР осужденному не запрещено получение, приобретение и употребление в пищу биологически активных добавок (БАД). В ИУ действуют ПВР, утвержденные приказом Минюста РФ от 16.12.2016 № 295, в соответствии с приложениями к ПВР в перечень вещей и предметов, продуктов питания, которым осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, бандеролях либо приобретать, биологически активные добавки не входят. Вместе с тем, согласно п.6 примечаний приложения № 1 к ПВР перечень продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, хранить, получать, может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы. Согласно УИК РФ, Конституции РФ решения, принимаемые госорганами по ограничению прав граждан должны быть мотивированными, обоснованными и законными. На сегодняшний день в системе ФСИН РФ по всей России, кроме Республики Коми нет запрета на получение, приобретение и употреблении БАДов. При обращении к администрации ИК ИК-49 УФСИН России по РК по вопросам приобретения, получения, употребления БАДов администрацией отказано в их приобретении и употреблении на основании предписания санитарного врача ГУФСИН РФ по РК от ** ** ** №.... В связи с незаконным, по его мнению, нарушением конституционных прав истец обратился с заявлением в УФСИН России по РК. Ответом от ** ** ** истцу сообщено, что БАДы не относится к лекарственным препаратам и не могут назначаться к лечению различных заболеваний, в связи с чем, они запрещены. Полагает, что запрещение ему, как осужденному лицу, получения и употребления БАДов является незаконным и необоснованным. Просит признать запрет на получение и употребление БАД осужденными необоснованным, незаконным, нарушающим конституционные права, а также отменить предписание №... от ** ** **.
Определением от ** ** ** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по РК.
Определением от ** ** ** к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Определением Печорского городского суда РК от ** ** ** дело передано по подсудности в Сыктывкарский городской суд РК.
Определением от ** ** ** дело принято к производству Сыктывкарского городского суда РК.
Административный истец в настоящем судебном заседании участия не принимает, извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлено. Участвуя непосредственно в судебном заседании ** ** **, требования иска поддержал.
Представитель УФСИН России по РК, ФКУЗ МЧ-11 ФСИН России в судебном заседании с требованиями не согласилась по доводам возражений.
Заслушав в процессе рассмотрения дела по существу лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16.02.2006 № 63-О, от 20.03.2008 № 162-О-О, от 23.03.2010 № 369-О-О и от 19.10.2010 № 1393-О-О указано, что применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имеет своей целью защиту интересов государства, общества и его членов и предполагает изменение распорядка жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание определенного морального и психологического давления, в результате которого затрагиваются его права и свободы и меняется его личный статус; в любом случае лицо, совершившее умышленно преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения.
В соответствии с ч. 1 ст. 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей.
Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 утверждены «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений».
Согласно абзацу восьмому пункта 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами и продуктами питания, предусмотренными перечнем (приложение № 1).
В приложение №1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений в Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, бандеролях либо приобретать включены, в частности продукты питания, требующие тепловой обработки (кроме чая и кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения или варки).
Согласно п.6 примечания к приложению № 1 к Правилам перечень продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы.
Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» относит биологически активные добавки (далее – БАД) к пищевым продуктам. При этом ФЗ № 29-ФЗ определяет БАД как «природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов» (ст.1).
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.05.2009 № 36 «О надзоре за биологически активными добавками к пище» руководителям органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации предписано принять меры по недопущению назначения медицинскими работниками БАД в качестве средств, оказывающих лечебный эффект, так как БАДы, спортивное питание и различные белково-углеводные смеси не относятся к лекарственным средствам и не используются для различного рода заболеваний, в связи с чем медицинские работники не могут дать назначение на их применение при лечении пациентов.
На основании ст.50 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, Федерального Закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных препаратов», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.05.2009 № 36 с целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, ** ** ** Главным государственным санитарным врачом ГУФСИН России по РК в связи с тем, что Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ** ** ** при производстве и обороте БАД были выявлены многочисленные нарушения, вынесено предписание №... о запрете приема в учреждениях БАД в посылках, бандеролях, передачах, запрещено продавать в ведомственных магазинах учреждений (СИЗО, ИК, КП) ГУФСИН России по Республике Коми.
«Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федеральной службы исполнения наказаний» является учреждением уголовно-исполнительной системы и входит в единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора для обеспечения деятельности должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор за санитарно-эпидемиологическим благополучием на объектах УИС, работников УИС, подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях УИС. В своем составе имеет филиалы, дислоцируемые в субъектах Российской Федерации.
Деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы ФСИН России осуществляется в соответствии положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», приказом Минюста России от 06.06.2006 № 205 «Об утверждении Положения об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы», а также приказом ФСИН России от 11.01.2022 К 7 «Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) на объектах уголовно-исполнительной системы».
В соответствии с п.7 Гл.I Приказа №... должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах УИС вправе давать предписания, обязательные для исполнения.
Вместе с тем, руководствуясь п.12 Приказа №... Главный государственный санитарный врач ФСИН России, главные государственные санитарные врачи территориальных органов ФСИН России и их заместители обладают полномочиями, установленными ст. 50 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Таким образом, на основании установленных по делу обстоятельств, с учетом положений статей 10, 11, 82, 90 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктах 96, 97 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, ст. 50 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», суд приходит к выводу, что обжалуемое административным истцом предписание от ** ** ** №... вынесено главным государственным санитарным врачом ГУФСИН России по РК в пределах его компетенции, установленной законодательством, с целью устранения предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей в подведомственных им исправительных учреждениях, в том числе и в ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК, где отбывает наказание административный истец, конституционные права и свободы которого, при вынесении данного предписания не нарушены.
Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-49 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░ ░░░-11 ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░░ ░.░.