Дело № 2а-125/2023
УИД: 44RS0024-01-2023-000143-29
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Кологрив 19 мая 2023 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Власова О.В.,
при секретаре Скворцовой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску УФНС России по Костромской области к административному ответчику Крутикова Е.В. о взыскании задолженности по земельному налогу и налогу на имущество в сумме 262,55 руб. с ходатайством о восстановлении пропущенного срока,
у с т а н о в и л:
Административный истец в лице заместителя руководителя УФНС России по Костромской области Шуляк Н.С. обратился в суд с административным иском к Крутиковой Е.В. с требованием о взыскании задолженности по земельному налогу и налогу на имущество в сумме 262,55 руб. с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. В обоснование административного иска указано, что на налоговом учёте в УФНС России по Костромской области состоит в качестве налогоплательщика Крутикова Е.В., ИНН №, <адрес> дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: Россия, <данные изъяты> (далее - Административный ответчик, Налогоплательщик). В соответствии со ст. 400, 401 НК РФ Крутикова Е.В. признается плательщиком налога на имущество физических лиц и обязана уплатить налог. Налогоплательщику на праве собственности по сведениям регистрирующих органов принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес> В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога. Расчет налога на имущество физических лиц производится по следующей формуле: Налоговая база (инвентаризационная/кадастровая стоимость имущества)* доля в праве*налоговая ставка (%) *количество месяцев пользования объектом - сумма льгот = сумма налога. Исходя из представленной формулы исчислен налог на имущество за 2014 год в размере 60,00 руб. В связи с тем, что налог на имущество не был уплачен на сумму недоимки в соответствии с п.З ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени в общей сумме 0,22 руб. Всего к уплате налога на имущество: 60,19 руб. в том числе налог - 59,97 руб., пени - 0,22 руб. В соответствии со ст. 388 НК РФ Крутикова Е.В. признается плательщиком земельного налога и обязана его уплатить. Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно сведениям государственного земельного кадастра, представленным в налоговый орган в соответствии с п. 11 ст. 396 НК РФ налогоплательщику принадлежит: земельный участок по адресу <адрес>. В соответствии со ст. 397 НК РФ платежи по налогу подлежат уплате на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчет земельного налога производится по следующей формуле: Налоговая база (кадастровая стоимость объекта)*налоговая ставка (%)* количество месяцев пользования объектом - сумма налоговых льгот = сумма налога. Исходя из представленной формулы исчислен земельный налог за 2014 год в размере 202,00 руб. Земельный налог не был уплачен, на сумму недоимки в соответствии с п.3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени в размере 0,69 руб. (таблицы расчета пени в приложении) Расчет пени производится по следующей формуле: Недоимка для пени*(ставка пени или 1/300*Ставка Центробанка РФ* 1/100)*количество дней просрочки. Налоговым органом в отношении Крутиковой Е.В. выставлены требование(я), в которых сообщалось о наличии у неё задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. Таким образом, Крутикова Е.В. признается плательщиком налога на имущество и земельного налога, и обязана уплатить задолженность в сумме 262,55 руб. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования. Налоговым органом в отношении Крутиковой Е.В. выставлено требование, в котором сообщалось о наличии у неё задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени. Со ссылкой на ст. 95 КАС РФ, положения ст. 48 НК РФ административный истец указывает, что ранее налоговый орган обращался за взысканием задолженности в МССУ № 39 Кологривского судебного района Костромской области. В принятии заявления о вынесении судебного приказа Управлению ФНС России по Костромской области определением от 24.11.2022 отказано в связи с тем, что заявленные требования не носят бесспорного характера.Сроки, установленные ст. 48 НК РФ для обращения в суд на взыскание задолженности истекли 14.06.2019 года. Пропуск срока на взыскание связан с техническими причинами, вызванным сбоем компьютерной программы. В связи с изложенным административный истец обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просит: восстановить срок для обращения в суд за взысканием задолженности по земельному налогу и налогу на имущество и взыскать выявленную задолженность, а в случае отказа в восстановлении пропущенного срока на взыскание задолженности по земельному налогу и налогу на имущество признать безнадежной к взысканию.
Административный истец, надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В исковом заявлении просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Административный ответчик Крутикова Е.В. о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 92 КАС РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом.
На основании ст. 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного законом или назначенного судом процессуального срока.
Как установлено ч.ч. 1, 2 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный Кодексом административного судопроизводства РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
В соответствии с п. 4 ст. 48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Как установлено подпунктом 3 пункта 2 статьи 48НК РФ (в редакциях действующих в период с 08.05.2018 по 08.11.2021), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ, государственные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем ограничены сроки, в течение которых налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафов.
Как указано в представленном административным истцом расчете сумм пеней, включенных в требование об уплате от 14.10.2015 № 130246 расчет произведен по земельному налогу и налогу на имущество за 2014 год и пеням по земельному налогу и налогу на имущество.
В требовании от 14.10.2015 № 130246, приложенном к исковому заявлению административным истцом в обоснование заявленных требований, указан срок его исполнения - до 14.12.2015г.
Как следует из определения МССУ № 39 Кологривского судебного района Костромской области от 24.11.2022, в принятии заявления УФНС России по Костромской области от 27.10.2022 № 23984 (вх. № 1655 от 21.11.2022) о вынесении судебного приказа о взыскании с Крутиковой Е.В. задолженности по налогам отказано, в связи с отсутствием бесспорности заявленного требования, что вызвано истечением сроков обращения налогового органа в суд по указанному требованию.
Как указано административным истцом, сроки, установленные ст. 48 НК РФ для обращения в суд на взыскание задолженности, истекли 14.06.2019 г. Пропуск срока на взыскание связан с техническими причинами, вызванным сбоем компьютерной программы.
Сроки, установленные подпунктом 3 пункта 2 статьи 48НК РФ (в редакциях действующих в период с 08.05.2018 по 08.11.2021) для обращения в суд за взысканием задолженности, по вышеуказанному требованию со сроком исполнения до 14.12.2015г, истекли 14.06.2019. С заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился за пределами пресекательного срока - 24.11 2022.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что административным истцом пропущен установленный законодательством срок для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности.
При подаче искового заявления административный истец ходатайствовал о восстановлении пропуска срока, обосновывая данный пропуск техническими причинами, а именно - сбоем компьютерной программы. Судом данная причина не может быть принята как уважительная по следующим основаниям.
Установление законодателем срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Положения статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.03.2018 г. N 611-О и от 17.07.2018 г. N 1695-О).
Налоговый орган является юридическим лицом - специализированным государственным органом и обладает достаточным административным ресурсом, штатом работников для работы с налогоплательщиками, в том числе оснащен программным обеспечением, направленным на выполнение данной работы. Являясь профессиональным участником налоговых правоотношений, налоговый орган должен проявлять достаточную степень осмотрительности при осуществлении контроля над сбором налогов и своевременностью их взимания. Таким образом, объективных препятствий для своевременного обращения налогового органа с административным исковым заявлением суд не усматривает.
Установление судом факта пропуска указанного срока без уважительных причин является в силу положений статьи 138 КАС РФ самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
На основании положений пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
При указанных обстоятельствах, в соответствии с ч. 5 ст. 138 КАС РФ, следует отказать административному истцу в восстановлении срока по обращению в суд с требованием о взыскании с Крутиковой Е.В. задолженности по земельному налогу и налогу на имущество в сумме 262,55 руб., принять решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Признать указанную задолженность, в силу положений пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, безнадежной к взысканию.
Руководствуясь ч. 1 ст. 290, ст.ст. 174-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Управлению Федеральной налоговой службы России по Костромской области (ИНН 4401050197) в восстановлении процессуального срока по обращению в суд к административному ответчику Крутиковой Е.В. (ИНН №) о взыскании задолженности по земельному налогу и налогу на имущество в сумме 262,55 рублей за 2014 год, отказать.
Управлению Федеральной налоговой службы России по Костромской области в удовлетворении административного иска о взыскании с Крутиковой Е.В. задолженности по земельному налогу и налогу на имущество в сумме 262,55 рублей за 2014 год, отказать.
Признать задолженность Крутиковой Е.В. по земельному налогу и налогу на имущество в сумме 262,55 рублей за 2014 год безнадежной к взысканию.
Решение может быть обжаловано сторонами в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия.
Председательствующий ФИО