Административное дело № 2а -566/2023
УИД 65RS0015-01-2023-000621-02
Решение
Именем Российской Федерации
19 декабря 2023 года пгт. Тымовское
Тымовский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего Сизовой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Чупровой Ю.В.,
с участием прокурора Тымовского района Дурнова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тымовского района Сахалинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Казакову Андрею Александровичу о прекращении права на управление транспортными средствами,
установил:
23 ноября 2023 года прокурор Тымовского района Сахалинской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Казакову А.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, в обоснование которого указал, что ответчик имеет водительское удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ на срок по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства в области безопасности дорожного движения, установлено, что Казаков А.А. с 2011 года состоит на учете у <данные изъяты> с заболеванием <данные изъяты> препятствующим ему управлять транспортными средствами.
Наличие противопоказаний к управлению транспортными средствами при отсутствии у ответчика стойкой ремиссии не менее одного года создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения, в связи с чем прокурор, ссылаясь на статью 28 Федерального закона от 10 февраля 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обратился в суд с настоящим иском.
Определением суда от 27 ноября 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОМВД России по Тымовскому городскому округу, ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район», УМВД России по Сахалинской области.
В судебном заседании прокурор по делу Дурнов К.В. доводы административного искового заявления поддержал по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик Казаков А.А. в судебное заседание не явился; судебное извещение, направленное по адресу регистрации его по месту жительства, вернулось в суд с отметкой об истечении срока хранения, что в силу статью 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела.
Заинтересованное лицо ГБУЗ «Сахалинская межрайонная больница № 1» и привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ОМВД России по Тымовскому городскому округу, ОМВД России по городскому округу «Александровск-Сахалинский район» о дате, времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащими образом, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили; привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица УМВД России по Сахалинской области, также извещенное надлежащим образом, представило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом.
Изучив исковое заявление и материалы гражданского дела, выслушав прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения).
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (статья 24).
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (статья 23).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Закона о безопасности дорожного движения, основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Исходя из положений пунктов 1, 4 статьи 23.1 Закона о безопасности дорожного движения медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством, перечень которых устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, в силу пункта 7 раздела II которого к числу таких противопоказаний относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), код заболевания по Международной статистической классификации болезней: F10 - F16, F18, F19 (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ», утверждённого приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» (далее – Приказ № 1034н), диспансерное наблюдение за состоянием здоровья пациентов, в том числе в целях лечения, подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания, осуществляют врачи - психиатры-наркологи в ходе проводимых осмотров пациентов: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении стойкой ремиссии не менее трех лет (пункты 2, 4, 7, 12 Приложения № 2).
В соответствии с пунктами 2, 4, 5, 13, 14 Приказа № 1034н, врач-психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый) проводит диагностику наркологических расстройств, профилактические мероприятия, лечебные мероприятия, медицинскую реабилитацию, диспансерное наблюдение, определяет медицинские показания для направления лиц с наркологическими расстройствами для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной и (или) плановой формах, при наличии медицинских показаний - направление на консультацию к врачам-специалистам.
Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения, осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Диспансерное наблюдение осуществляют врачи-психиатры-наркологи (врачи-психиатры-наркологи участковые) медицинских организаций, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Сведения о диспансерном наблюдении вносятся в медицинскую карту амбулаторного наркологического больного.
В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в отношении лица, страдающего психическим расстройством, в амбулаторных условиях осуществляются профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация и диспансерное наблюдение (часть 1).
Психиатрическая помощь в амбулаторных условиях (за исключением диспансерного наблюдения) оказывается при добровольном обращении лица, страдающего психическим расстройством, в соответствии со статьей 4 настоящего Закона (часть 2).
Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи (часть 3).
В соответствии со статьей 27 указанного Закона диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (часть 1).
Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (часть 2).
Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом 4 настоящего Закона (часть 3).
Исходя из содержания вышеуказанных норм Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» комиссионное решение об установлении диспансерного наблюдения за лицами, страдающими психическими (наркологическими) расстройствами принимается только в случаях установления такого наблюдения без согласия лица при диагностировании хронических, затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Если же диспансерное наблюдение устанавливается в иных случаях и при наличии добровольного информированного согласия лица, комиссионное решение обязательным не является.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Казаков Андрей Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «А, А1, В, В1 (AS), С, С1, М (ML)», сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Водительское удостоверение у ФИО1 не изымалось.
Согласно информации ГБУЗ «Сахалинская межрайонная больница № 1» и выписному эпикризу, Казаков А.А. наблюдается врачом-<данные изъяты> ГБУЗ «СМРБ № 1» с 2011 года, в настоящее время ему установлен диагноз «<данные изъяты> в последний раз поступал на лечение в июне 2021 года, после выписки рекомендовано диспансерное наблюдение и противорецидивное лечение, срок наблюдения 3 года.
Указанный диагноз входит в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством».
Решение о проведении в отношении Казакова А.А. диспансерного наблюдения в связи с постановленным ему диагнозом в установленном порядке им не оспорено.
Это свидетельствует об обоснованности проведения в отношении него диспансерного наблюдения в связи с указанным выше заболеванием, которое является медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами.
Поскольку сведений о прекращении диспансерного наблюдения в установленном порядке в отношении Казакова А.А. в связи с диагнозом <данные изъяты>» не представлено, оснований для вывода о подтвержденной у ответчика стойкой ремиссии у суда не имеется.
Таким образом, в настоящее время Казаков А.А. имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, так как создает реальную опасность причинения вреда жизни, здоровью и имуществу участников дорожного движения.
Исходя из статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность.
В связи с этим действие права Казакова А.А. на управление транспортными средствами подлежит прекращению.
С учетом положений части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Тымовского района прокурора Тымовского района Сахалинской области в интересах неопределенного круга лиц к Казакову Андрею Александровичу о прекращении права на управление транспортными средствами - удовлетворить.
Прекратить действие специального права – права управления транспортными средствами Казакова Андрея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт 6418 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ МП ОМВД России по Тымовскому городскому округу УМВД России по <адрес>, на основании водительского удостоверения №, выданного ОГИБДД ОМВД России по городскому округу «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ).
Взыскать с Казакова Андрея Александровича в пользу бюджета муниципального образования «Тымовский городской округ» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Тымовский районный суд Сахалинской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Сизова
Решение в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2023 года.
Председательствующий Н.Ю. Сизова