КОПИЯ
Дело № 2а-476/2024
39RS0011-01-2024-000068-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2024 года г. Зеленоградск
Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе:
Председательствующего судьи Каменских И.В.
При помощнике судьи Кислицыной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Косьянова С.А. к ОМВД России «Зеленоградский», Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Косьянов С.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя заявленные требования тем, что при отбытии наказания в Колосовской воспитательной колонии в 2002 году был вывезен в ФКУ СИЗО-1 откуда неоднократно вывозился в ИВС УМВД России г. Зеленоградска, где находился долгий период времени и где были нарушены его права, которые выразились в следующем: отсутствие питания, которое давалось один раз в день; отсутствие в камерах санузлов, умывальников, душевых; кровать типа (нары); отсутствие света; на стенах шуба; отсутствие прогулки. Считает, данные нарушения недопустимыми, которые повлияли на его не сформировавшуюся психику, так как эти нарушения были допущены в отношении несовершеннолетнего. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Косьянов С.А. просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Административный истец Косьянов С.А., содержащийся в ФКУ ИК-9 УФСИН России в Калининградской области, о дате и времени слушания дела извещен надлежаще, в суд не доставлялся, не ходатайствовал о рассмотрении дела с его участием или с применением ВКС.
Административные ответчики ОМВД России «Зеленоградский», Министерство внутренних дел Российской Федерации, заинтересованное лицо УМВД России по Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.
В силу ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее – Постановление), принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное – как физическое, так и психическое – воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Как следует из разъяснений, данных в п. 14 Постановления, условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
С учетом представленных в материалы дела сведений ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области судом установлено, что Косьянов С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, убывал в ИВС ОМВД России по <адрес> из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в 2002 году: с 04.08.2002 г. по 11.08.2002 г., с 15.09.2002 г. по 22.09.2002 г. (л.д. 43).
Всего время пребывания Косьянова С.А. в ИВС при ОВД по Зеленоградскому району Калининградской области составляет 14 дней.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что в отсутствовало питание, которое давалось один раз в день; в камерах отсутствовали санузлы, умывальники, душевые; кровать типа (нары); отсутствовал свет; на стенах шуба; отсутствовали прогулки.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, – изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые имеют право, помимо прочего: на личную безопасность в местах содержания под стражей; обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов; получать бесплатное материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
В силу ст. 19 названного закона при возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершения преступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемых сотрудники мест содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона).
Статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно п. 42 Правил подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Камеры ИВС оборудуются санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; столом и скамейками по лимиту мест в камере; тазами для гигиенических целей и стирки одежды (п. 45 Правил).
Федеральным законом установлено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа (п. 11 ч. 1 ст. 17); обеспечение всех камер средствами радиовещания (ч. 4 ст. 23). Аналогичные требования закреплены в п. 45, 130 и 132 Правил.
Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут (п. 47 Правил).
Согласно сообщению ОМВД России по Зеленоградскому району, представить документы, подтверждающие сроки и условия содержания Косьянова С.А. в указанный период времени невозможно, поскольку запрашиваемая информация уничтожена, так как срок данной информации составляет 10 лет.
Как следует из сообщения прокуратуры Зеленоградского района Калининградской области от 29.02.2024 г., в прокуратуре района не имеется сведений о рассмотрении обращений Косьянова С.А. о ненадлежащих условиях содержания в ИВС ОМВД по Зеленоградскому району Калининградской области в 2002 году; в связи с истечением сроков хранения архивных документов и их уничтожением предоставить копии документов и сведения о проведенных в 2002 году проверках ИВС ОМВД России по Зеленоградскому району не представляется возможным (л.д. 38).
Других доказательств, подтверждающих все обстоятельства административного иска, Косьянов С.А. суду не представил.
Вместе с тем, из вступившего в законную силу решения Зеленоградского районного суда Калининградской области от 12.05.2011 г. по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОВД по Зеленоградскому району Калининградской области, УВД по Калининградской области, а также и из надзорного производства № 139ж-07/12 следует, что изолятор временного содержания не в полной мере соответствовал типовым проектам зданий и сооружений, применяемых в органах внутренних дел и требованиям Приказа МВД РФ от 22.11.05г. № 905-05г «Об утверждении правил внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», требованиям Федерального закона от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (отсутствовал прогулочный двор, медкабинет, санпропускник с дезинфекционной камерой, отсутствовали вешалки для одежды, искусственное и естественное освещение камер не соответствовало требованиям инструкции по проектированию, отсутствовали кладовые для хранения чистого и грязного белья и постельных принадлежностей).
Следовательно, Косьянов С.А. в указанный им период времени не был обеспечен ежедневной прогулкой и имелись иные указанные выше в решении суда от 12.05.2011 г. нарушения материально-бытового обеспечения при содержании его в ИВС при ОВД Зеленоградского района.
При этом, суд учитывает, что административным истцом не представлено достаточных доказательств по всем указанным им нарушениям, кроме установленных судом.
В соответствии со ст.ст. 227.1 КАС РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя – причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда, и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень вины и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред с учетом требований разумности и справедливости.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (п. 4 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Компенсация выплачивается за счет средств федерального бюджета органом, на который в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит, что исковые требования Косьянова С.А. о компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в ИВС при ОВД по Зеленоградскому району Калининградской области подлежат удовлетворению.
При этом суд принимает во внимание степень вины ответчика, объективные обстоятельства, влиявшие на деятельность в ИВС при ОВД по Зеленоградскому району Калининградской области, требования разумности и справедливости, характер физических и нравственных страданий, причиненных Косьянову С.А., с учетом его индивидуальных особенностей, возраста, а также продолжительность его содержания в ИВС при ОВД по Зеленоградскому району Калининградской области (14 дней), давность содержания в ИВС при ОВД по Зеленоградскому району Калининградской области (22 года).
Исходя из указанных обстоятельств дела, суд считает, что компенсация причиненного Косьянову С.А. морального вреда должна быть определена в размере 3 000 руб., что будет соответствовать требованиям разумности и справедливости.
Руководствуясь ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 3 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░