Дело (УИД) № 29RS0026-01-2023-000740-59
Производство № 2а-466/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2023 года село Холмогоры
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Авериной М.А.,
при секретаре - Тряпицыной И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Меньшенина А.В. к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, Министерству внутренних дел Российской Федерации, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей,
установил:
Меньшенин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу Министерства внутренних дел России по <адрес> (далее ОМВД России по <адрес>), Министерству внутренних дел Российской Федерации, о признании незаконными действий (бездействия) ответчика по содержанию его в ИВС ОМВД России по <адрес>, не соответствующими нормам содержания под стражей, и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
В обоснование требований указал, что он в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ИВС ОМВД России по <адрес> в ненадлежащих условиях, чем ему причинены нравственные и физические страдания: нарушены меры противопожарной безопасности: здание ИВС деревянное, не обработано огнезащитным составом; электропроводка замурована в стенах; электролампы не защищены плафонами; отсутствует автоматическая система пожаротушения; отсутствует пожарный кран; отсутствует водопровод; неочищенная от пыли система вентиляции; неоткрываемые глухие окна. Считает, что этим ущемляются его права, в случае пожара была угроза его жизни и здоровью, этим ущемлялись его права и достоинство. Просит взыскать в его пользу компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 1 500 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено МВД России, также извещена Федеральная служба исполнения наказаний России (административный ответчик, согласно иску).
Административный истец Меньшенин А.В. в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, пояснил, что с жалобами на условия содержания в ИВС не обращался, так как считает это бесполезным, нарушения бы не устранили.
Представителя административные ответчики в судебное заседание не направили.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав мнение административного истца и представителя административных ответчиков, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации введена статья 227.1, которая регламентирует особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч.1 ст.227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Часть 1 ст. 62 КАС РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (абзац 8 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
Согласно п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учётом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Правила) предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 Правил); санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12); банные установки и количество душей должно быть достаточным для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и так часто, как того требуют условия общей гигиены, с учетом времени года и географического района, то есть во всяком случае хотя бы раз в неделю в умеренном климате (пункт 13); от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте; для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья (пункт 15).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - Правила), устанавливающих регламентируемые Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ, данными Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды (статья 99 УИК Российской Федерации).
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии с п.13 названного постановления Пленума в силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц, возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишённых свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).
Относительно заявленных административных исковых требований врио начальника ИВС ОМВД России по <адрес> Пр. в своих объяснениях пояснил следующее: камеры ИВС №,5, где содержался Меньшенин А.В., двухместные, одинаковые, как по размерам, так и по обстановке, все нормы и условия содержания соблюдены в соответствии с ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, в ИВС функционирует система вентиляции как отточного, так и приточного вида, находится в рабочем состоянии. На момент вывода спецконтингента на прогулку, по их просьбе двери камеры ИВС оставляют открытыми, для дополнительного проветривания. В ИВС ОМВД подозреваемым и обвиняемым созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Так же в помещении ИВС, туалете, кухни, атак же в самих камерах, в апреле 2023 года были заменены и установлены новые датчики дыма. В ИВС имеется в наличии два огнетушителя ОП-8(з) - АВСЕ-01, а так же самоспасатель пожарный изолирующий СПИ-20М в количестве трех штук. При заступлении на службу наряд ИВС ОМВД проходит инструктаж по пожарной безопасности, в котором пояснены действия наряда при возникновении пожара. В камерах ИВС ОМВД России «Холмогорский» установлены противовандальные световые приборы, а провода замурованы в потолок, так как расположение их снаружи, может способствовать членовредительству спец.контингента.
В камерах ИВС отсутствуют электроразетки, так как они установлены с наружной стороны у каждой камеры. Освещение в камерах ИВС соответствует требованиям. Форточки отсутствуют, в целях предотвращения ЧП и ЧС при содержании спец.контингента. По факту несоответствия требованиям пожарной безопасности электрической сети пояснил, что это служебное помещение и доступ содержащихся в ИВС полностью не доступен, поэтому Меньшенин А.В. не имел никакого доступа в другие помещения ИВС. Проводка электросети расположена не в стенах, а тянется по ним в изолированных кабель каналах. Проверка противопожарной безопасности проводится один раз в год полностью во всех помещениях здания ИВС, которая соответствует всем нормам.
Доводы Меньшенина А.В. о том, что нарушены меры противопожарной безопасности, а именно здание ИВС деревянное, не обработано огнезащитным составом; электропроводка замурована в стенах; электролампы не защищены плафонами; отсутствует автоматическая система пожаротушения; отсутствует пожарный кран; отсутствует водопровод; неочищенная от пыли система вентиляции; неоткрываемые глухие окна, суд считает несостоятельными и опровергающимися материалами дела.
Из представленных материалов следует, что в помещении ИВС, туалете, кухне, а так же в самих камерах установлены новые датчики дыма. В ИВС имеется в наличии два огнетушителя ОП-8(з) - АВСЕ-01, а так же самоспасатель пожарный изолирующий СПИ-20М в количестве трех штук. В камерах ИВС установлены противовандальные световые приборы, а провода замурованы в потолок, так как расположение их снаружи, может способствовать членовредительству спец.контингента. В ИВС функционирует система вентиляции как отточного, так и приточного вида, находится в рабочем состоянии. Форточки отсутствуют, в целях предотвращения ЧП и ЧС при содержании спец.контингента. Кроме того, проверка противопожарной безопасности проводится один раз в год полностью во всех помещениях здания ИВС, которая соответствует всем нормам.
Согласно техническому паспорту в ИВС ОВД по <адрес> имеется охранная и тревожная сигнализация, средства видеонаблюдения – установлена комплексная охранная, тревожная, противопожарная сигнализация. Входные двери, двери камер заблокированы «на открывание», кнопки тревожной сигнализации в блоке камер, комнате постовых и следственного кабинета, а также противопожарная сигнализация выведены на блок и пульт управления в комнату постовых и дежурную часть ОВД; в 2008 г. был проведен капитальный ремонт, в том числе заменена канализация в туалете и кухне, водопровод, везде заменена проводка, выключатели, розетки, светильники-прожектора, кухонная электроплита, установлены охранная, тревожная, противопожарная сигнализация, установлена вентиляция.
Их справки по результатам проверки оперативно-служебной деятельности изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ: в ходе проверки была проверена исправность камерных замков, средств охранно-пожарной, тревожной, вызывной сигнализации и системы видеонаблюдения, установленной в ИВС. Охранно-пожарная сигнализация, кнопки тревожной сигнализации, внутренняя телефонная связь с ОМВД на момент продажи исправны. При этом, нарушения требований пожарной безопасности не выявлено. Аналогично нарушений требований пожарной безопасности не выявлено и в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ
Из акта комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что электропроводка в камерах ИВС скрытого типа не возможна, так как здание ИВС деревянное, не типовое. Электропроводка ИВС проложена в кабель –каналах, в камерах ИВС электропроводка отсутствует. В камере 4 и 5 кран с водопроводной водой отсутствует. Из-за отсутствия конструктивной установки отвода воды в канализацию установка крана с водой не возможна, так как здание ИВС 1975 г постройке, не типовое и технически не возможно; система приточной-вытяжной вентиляции в наличии в исправном состоянии. Имеется дезинфекционная камера, подключена и в исправном состоянии, санпропускник в наличии (душевая кабина, горячая вода от водонагревателя).
За все периоды нахождения в ИВС с жалобами и заявлениями на условия содержания Меньшенин А.В. как в письменной, так и в устной форме к начальнику ИВС, ответственному от руководства ОМВД, сотрудникам прокуратуры не обращался. Нарушений внутреннего распорядка не допускал, что подтверждается записями в книгах ИВС «Замечаний и предложений проверяющих».
Сведений относительно нахождения системы вентиляции в нерабочем состоянии в рассматриваемый период суду не предоставлено.
Таким образом, доводы Меньшенина А.В. о ненадлежащих условиях его содержания, нарушении его прав, в связи с ненадлежащими условиями содержания ИВС ОМВД России по <адрес>, в судебном заседании не нашли своего подтверждения.
Согласно журналу медицинских осмотров подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС, Меньшенин А.В. с жалобами, заявлениями не обращался.
Из книги замечаний и предложений проверяющих ИВС следует, что от Меньшенина А.В. замечаний и предложений в период его содержания в ИВС не поступало.
Согласно журналу № учета заявлений подозреваемых и обвиняемых с обращениями на ненадлежащие условия содержания в период нахождения в ИВС Меньшенин А.В. не обращался.
Сведений об иных обращениях, жалобах в контролирующие органы от осужденного в период содержания в ИВС, суду предоставлено не было.
Таким образом, доводы Меньшенина А.В. о ненадлежащих условиях его содержания, нарушении его прав, причинения морально-психологических страданий в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС, в судебном заседании подтверждения не нашли.
Условия, в которых содержался Меньшенина А.В., в целом соответствовали требованиям ст. 12, 15, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и п.2, 42, 45, 48 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»,
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований к ответчику в связи с нарушением условий содержания в ИВС ОМВД России по <адрес> отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.138, 175-180, 219 КАС РФ, суд
решил:
отказать Меньшенину А.В. в удовлетворении административного иска к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, Министерству внутренних дел Российской Федерации, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Холмогорский районный суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий М.А. Аверина
Копия верна: Судья М.А. Аверина