11RS0004-01-2023-002278-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе
судьи Баталова Р.Г.,
при секретаре судебного заседания Кораблёвой Е.В.,
с участием представителя административного истца Огарковой Е.А., действующей на основании доверенности от 30.09.2022,
представителя административного ответчика Натхиной Е.О., действующей на основании доверенности от 01.02.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 6 февраля 2024 года административное дело №2а-92/2024 по административному исковому заявлению Печорского районного отдела по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Печора», Пестрикову С.В. об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке,
установил:
Печорский районный отдел по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Печорский городской суд Республики Коми с административным иском к администрации МР «Печора» об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке, расположенном по ********** с кадастровым номером №... площадью 1500 кв.м. (географические координаты: ****.) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований указав, что Печорским районным отделом по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее по тексту - Отдел) на основании задания №... от 10.05.2023 на проведение выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом 11.05.2023 было проведено выездное обследование земельных участков вдоль **********. Протоколом осмотра №... от 11.05.2023 при визуальном обследовании зафиксировано следующее: на земельном участке, расположенном по ********** с кадастровым номером №... обнаружена несанкционированная свалка строительных отходов от сноса и разборки зданий на общей площади около 1500 кв. м и объемом до 4500 куб. м. В составе отходов обнаружены: бой кирпича, бетона, деревянные конструкции, загрязненный грунт, металлоконструкции, крупногабаритные отходы от жилых помещений (отходы напольных покрытий, мебели). Отходы расположены навалом, территория не имеет твердого водонепроницаемого покрытия, отходы не накрыты брезентом. (Географические координаты места осмотра: ****). Также на указанном земельном участке обнаружена металлическая емкость, наполненная жидкостью черного цвета с характерным запахом нефтепродуктов. Вокруг емкости на площади около 25 кв. м территория загрязнена черной жидкостью, излившейся из металлической емкости. Таким образом, при проведении обследования установлены признаки несоблюдения обязательных требований, установленных статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 №-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 13 и 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ. Согласно письму Комитета по управлению муниципальной собственностью МО МР «Печора» от 15.05.2023 №... по состоянию на 15.05.2023 года сведения о землепользователе земельным участком с кадастровым номером №... отсутствуют. Договора аренды земельного участка не заключались. Из содержания Листа 2 Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 12.05.2023 №... установлено, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» орган Администрации муниципального района «Печора» уполномочен на распоряжение таким земельным участком. Вместе с тем, в нарушение требований статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статей 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», меры по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов не принимаются.
Определением суда от 16.01.2024 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Пестриков С.В..
15.01.2024 представитель Печорского районного отдела по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратился с заявлением, в котором уточнил исковые требования, просил: обязать администрацию МР «Печора» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке, расположенном по ********** с кадастровым номером №... площадью 1500 кв.м. (географические координаты: ****.) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Пестрикова С.В. принять меры по ликвидации мешков со строительными отходами, расположенными на земельном участке по ********** с кадастровым номером №..., указанных в акте осмотра от 21.12.2023 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержала исковые требования.
Представитель административного ответчика - администрации МР «Печора» исковые требования не признала, представила письменные возражения.
Административный ответчик Пестриков С.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, обозрев материал проверки КУСП №... от 26.10.2023, материалы дела об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 17.05.2023, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.
Из материалов дела следует, что Печорским районным отделом по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на основании задания №... от 10.05.2023 на проведение выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом 11.05.2023 было проведено выездное обследование земельных участков вдоль **********
Протоколом осмотра №... от 11.05.2023 при визуальном обследовании зафиксировано следующее: на земельном участке, расположенном по ********** с кадастровым номером №... обнаружена несанкционированная свалка строительных отходов от сноса и разборки зданий на общей площади около 1500 кв.м. и объемом до 4500 куб.м. В составе отходов обнаружены: бой кирпича, бетона, деревянные конструкции, загрязненный грунт, металлоконструкции, крупногабаритные отходы от жилых помещений (отходы напольных покрытий, мебели). Отходы расположены навалом, территория не имеет твердого водонепроницаемого покрытия, отходы не накрыты брезентом. (Географические координаты места осмотра: ****.). Также на указанном земельном участке обнаружена металлическая емкость, наполненная жидкостью черного цвета с характерным запахом нефтепродуктов. Вокруг емкости на площади около 25 кв. м территория загрязнена черной жидкостью, излившейся из металлической емкости.
Таким образом, при проведении обследования установлены признаки несоблюдения обязательных требований, установленных статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 №-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 13 и 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Согласно письму Комитета по управлению муниципальной собственностью МО МР «Печора» от 15.05.2023 №... по состоянию на 15.05.2023 года сведения о землепользователе земельным участком с кадастровым номером №... отсутствуют. Договора аренды земельного участка не заключались. Из содержания Листа 2 Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 12.05.2023 №... установлено, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
Приказом Росприроднадзора РФ от 09.01.2018 №6 полигон хранения отходов г.Печоры включен в Государственный реестр объектов размещения отходов. Вместе с тем, земельные участки, на которых обнаружены строительные отходы, а также порубочные остатки, не предназначены для размещения отходов.
Определением №... от 25.07.2023 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.2 КоАП РФ на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На обращение Печорского районного отдела по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в ОМВД России по г.Печоре был получен ответ от 17.05.2023 №... об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с истечением срока исковой давности привлечения к административной ответственности.
На основании статьи 72 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ, ч. 1 ст. 13 «Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований» ФЗ «Об отходах производства и потребления» (№ 98-ФЗ от 24.06.1998 г.), п. 14 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 06.10.2003 года) и в соответствии с п. 10.4 Правил благоустройства территории МО ГП «Печора» (утв. Решением Совета городского поселения «Печора» 25.12.2017 № 4-10/48) в адрес администрации МР «Печора» направлено претензионное письмо от 26.07.2023 № 62/07/01 с приложением копий материалов для принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов.
В адрес Печорского отдела по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми от Администрации МР «Печора» поступило письмо от 30.08.2023 исх. №...) в котором сообщалось, что на ликвидацию несанкционированных свалок, в том числе на земельном участке с кадастровым номером №... по **********, необходимо около 14 819435,52 руб. Также в письме указано на то, что администрацией МР «Печора» направлен запрос в специализированную организацию на формирование ценового предложения о стоимости работ по сбору, вывозу, транспортировке, обезвреживанию, утилизации опасных отходов. О результатах расчета затрат по сбору, вывозу, транспортировке, обезвреживанию, утилизации опасных отходов администрацией МР «Печора» будет сообщено дополнительно.
Из примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 следует, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, к числу которых отнесены обязанности осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления, что установлено в подпункте 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из объяснений представителя администрации МР «Печора» следует, что специалистами отдела благоустройства дорожного хозяйства и транспорта администрации МР «Печора» был организован комиссионный выезд по адресу: ********** (участок с кадастровым номером №...), в результате осмотра было установлено следующее: за огороженной территорией, используемой ИП Пестриковым С.В. расположена несанкционированная свалка строительных отходов и установлены временные постройки.
Из объяснений представителя Печорского районного отдела по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми следует, что 02.09.2019 Пестриков С.В. обращался в отдел архитектуры администрации МР «Печора» с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №.... На основании заявления о подготовке и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, поступившего 26.09.2019 от Пестрикова С.В., Комитетом по управлению муниципальной собственностью МР «Печора» был подготовлен и объявлен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером №..., площадью 4 698 кв.м., адрес: **********, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки, автосалоны, назначенный на 25.12.2019. На момент окончания приема заявок на участие в аукционе 20.12.2019 заявок зарегистрировано не было. В соответствии с п.14 ст.39.12 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион, открытый по составу участников, был признан не состоявшимся.
Согласно Выписке из ЕГРИП индивидуальный предприниматель Пестриков С.В. прекратил свою деятельность **.**.**.
Из объяснений административного ответчика Пестрикова С.В., данным в ходе рассмотрения дела, следует, что в 2018 году он обращался в администрацию МР «Печора» с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №.... За свой счет Пестриков С.В. отмежевал указанный участок, но в аренду его не взял по причине большой арендной платы. В настоящее время ответчик продолжает пользоваться вышеуказанным земельным участком, на нем расположены 3 балка, кубовые квадратные пластмассовые емкости с нефтесодержащей жидкостью, мусор лежит в кубовых мешках. 1,5 года назад Пестриков С.В. установил на участке забор. Также пояснил, что на территорию спорного земельного участка длительное время заезжали неустановленные грузовые автомобили и сгружали строительный мусор и другие отходы.
21.12.2023 комиссия в составе начальника Печорского районного отдела по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми Огарковой Е.А., заведующей сектором муниципального контроля администрации МР «Печора» Филипповой Н.Г., главного специалиста правового отдела администрации МР «Печора» Родионовой Т.А. провели визуальный осмотр территории земельного участка, расположенного по адресу: ********** с кадастровым номером №....
Из акта осмотра территории от 21.12.2023 следует, что в ходе визуального осмотра установлено следующее:
Металлическая емкость с нефтесодержащей жидкостью отсутствует. Нефтесодержащая жидкость собрана в пластиковые емкости объемом 1 куб.м. в количестве 10 штук. Емкости поставлены на этом же земельном участке. Таким образом, Пестриковым С.В. ликвидировано загрязнение земельного участка размером 25 кв.м.
Также Пестриковым С.В. указано, что возле несанкционированной свалки отходов имеются принадлежащие ему мешки со строительными отходами в количестве около 30 штук. В мешках находится бой кирпича, шифера, деревянные конструкции. Объем и площадь земельного участка, на котором расположены отходы подсчитать не представилось возможным ввиду наличия устойчивого снежного покрова.
Из материалов проверки ОМВД России по г. Печоре (КУСП №... от 26.10.2023), проведенной по заявлению администрации МР «Печора» о привлечении виновных лиц к ответственности за несанкционированную свалку следует, что не установлены лица причастные к несанкционированной свалке.
Таким образом, судом установлено, что часть отходов, указанных в акте осмотра территории от 21.12.2023 образовалась в результате деятельности Пестрикова С.В., а остальные отходы (кучи строительного мусора и т.д.) завезены и сгружены неустановленными лицами.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой, приводят к негативным изменениям качества окружающей среды является, негативным воздействием.
В соответствии с частью 2 статьи 16 указанного Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в том числе: размещение отходов производства и потребления.
Из содержания статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 27(6) Закона Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми», а также в соответствии с частью 2 статьи 4 Устава муниципального образования муниципального района «Печора» территорию муниципального района составляют городские земли, земли сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального района независимо от форм собственности и целевого назначения согласно данным государственного земельного кадастра.
Вместе с тем, в нарушение требований статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статей 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», меры по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов не принимаются.
Непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок и навалов отходов приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, загрязнения подземных и поверхностных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов. Также захламление территории города отходами производства и потребления создает пожароопасную ситуацию.
В связи с этим, имеется реальная угроза причинения вреда здоровью населения и экологическим правам и законным интересам граждан.
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт нахождения свалки отходов на земельном участке, расположенном по ********** с кадастровым номером №... подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается, требования Печорского районного отдела по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МР «Печора», Пестрикову С.В. об обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке, расположенном по ********** с кадастровым номером №..., являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175,180,188 КАС РФ,
решил:
Обязать администрацию МР «Печора» (ОГРН 1021100875575) принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке, расположенном по ********** с кадастровым номером №... площадью 1500 кв.м. (географические координаты: ****.) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Пестрикова С.В., **.**.** года рождения, уроженца **** принять меры по ликвидации мешков со строительными отходами, расположенными на земельном участке ********** с кадастровым номером №..., указанных в акте осмотра от 21.12.2023 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - Р.Г. Баталов
Мотивированное решение составлено 07.02.2024.