Дело № 2а-38/2023 (№2а-623/2022) Копия
УИД 59RS0032-01-2022-000864-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Очерский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Гилёвой О.М.,
при секретаре судебного заседания Шардаковой С.Е.,
с участием представителя истца Журавлева А.В.,
представителя ответчика – отдела по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Росреестра по Пермскому краю Найденко Е.В.,
рассмотрел 08.02.2023 в открытом судебном заседании в г. Очер Пермского края административное дело №2а-38/2023 по административному исковому заявлению Барняк Елены Васильевны к отделу по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Росреестра по Пермскому краю, Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании незаконным решения отдела по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Росреестра по Пермскому краю от 15.09.2022 № КУВД-001/2022-21847716/2 об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости (жилой дом), возложении обязанности,
установил:
Барняк Е.В. обратилась в суд с административным иском к отделу по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Росреестра по Пермскому краю, Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании незаконным решения отдела по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Росреестра по Пермскому краю от 15.09.2022 № КУВД-001/2022-21847716/2 об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости (жилой дом) на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 230,9 кв.м., расположенного по адресу: Пермский край Очерский городской округ у деревни Балуево, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права на данный объект недвижимости.
В обоснование заявленных требований указано на то, что на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости истцу на праве собственности принадлежит объект: земельный участок, общей площадью 47995 +/- 1917 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> севернее д. Балуево. В результате выдела земельного участка образованы два новых участка с кадастровыми номерами № Объекты принадлежат истцу на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ №, обременений объекта недвижимости не имеется, иных лиц, оспаривающих права истца на объект недвижимости не имеется.
27.03.2007 администрацией Спешковского сельского поселения истцу было выдано разрешение №9 на строительство индивидуального жилого дома, площадью 40 кв.м., а также скотного двора, гаража, бани, сарая, акт выбора земельного участка для строительства индивидуального жилого дома от 20.02.2007. Срок действия данного разрешения до 27.03.2017, на земельном участке с кадастровым номером № принадлежащем истцу на праве собственности, местоположение: Пермский край Очерский район севернее д. Балуево, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского фермерского хозяйства, площадью 3120 +/- 489 кв.м. В мае 2022 года истцом в отдел по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Росреестра по Пермскому краю было подано заявление о государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимости, приложен необходимый пакет документов, но 15.09.2022 административным ответчиком было принято решение об отказе в удовлетворении заявления. С данным решением истец не согласен, так как земельный участок с кадастровым номером № преобразован путем выдела из существующего земельного участка 2-х самостоятельных земельных участков, площадь изначального земельного участка с кадастровым номером № существовавшая в период действия разрешения на строительства №9 от 27.03.2007, соответствует требованиям ст. 11 ФЗ «О крестьянском фермерском хозяйстве». Требования ГК РФ и Закона «О регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей не связывают регистрацию объектов недвижимости с наличием регистрации индивидуального предпринимателя.
Административный истец Барняк Е.В., извещенная о дате и времени заседания надлежащим образом, в суд не явилась, просила об отложении слушания дела, в виду занятости ее представителя Журавлева А.В. в ином процессе.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данного ходатайства, поскольку истцом не представлены доказательства участия указанного представителя в ином процессе, уважительности причин невозможности участия как самого истца, так и иных представителей истца, в том числе, указанных в доверенности от 28.06.2018 (л.д.19).
Представитель истца Журавлев А.В. в судебном заседании 18.01.2023 заявленные требования поддержал, пояснил, что изначально Барняк был предоставлен земельный участок, который не был отмежеван, но был оформлен надлежащим образом. В 2010 году данный земельный участок был разделен на два участка, один из которых был в дальнейшем продан. 11.02.2014 Барняк поставила на учет оставшуюся часть земельного участка. Таким образом, если земельный участок не состоял на учете, он мог быть предметом спора для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Незарегистрированный земельный участок нарушает права пользования собственникам, в настоящее время деятельность по крестьянско-фермерскому хозяйству Барняк не осуществляет, земельный участок не был отмежеван, не предоставлялся в пользование, но потом был продан по договору купли-продажи и строительство на нем жилого дома было осуществлено на основании выданного разрешения. Жилой дом со слов Барняк возведен в 2014 году.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Найденко Е.В., извещенная о дате и времени заседания надлежащим образом, в суд не явилась. Ранее в судебном заседании 18.01.2023 высказала позицию об отказе в удовлетворении требований, поддержав письменные возражения. Согласно данным возражениям в нарушении ст. 11 ФЗ от 11.06.2003 «74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» по представленным истцом координатам объект учета имеет площадь застройки 36,78 кв.м., что составляет более 0,25 процентов от площади земельного участка с кадастровым номером 59:31:1060102:178, также крестьянское (фермерское) хозяйство должно быть действующим.
Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение данными действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в собственности Барняк Е.В. имеется земельный участок площадью 3120 +/- 489 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> севернее д. Балуево (л.д.5-6).
Кадастровый паспорт земельного участка от 30.07.2013, кадастровый №, местоположение: <адрес> севернее д. Балуево, площадью 47995 +/-1917 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, содержит сведения о номерах об образованных участках: № (л.д.9).
Администрацией Спешковского сельского поселения 27.03.2007 Барняк Е.В. выдано разрешение на строительство №9, согласно которому Барняк Е.В. разрешено строительство индивидуального жилого дома, площадью 40 кв.м., расположенного по адресу: д. Балуево, а также вспомогательных хозяйственных построек – скотного двора, гаража, бани, сарая, срок действия разрешения до 27.03.2017 (л.д.10).
Актом выбора от 20.02.2007 определен земельный участок для Барняк Е.В. для строительства индивидуального жилого дома (л.д.11).
27.05.2022 административный истец обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на здание, назначение: жилое, наименование: жилой дом, кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположено здание №, номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположено здание № количество этажей здания -1, материал наружных стен здания –деревянные, год завершения строительства здания -2007, площадь здания –30,9 кв.м., адрес: <адрес> Очерский г.о., у деревни Балуево. Заявителем были представлены документы, в том числе технический план здания от 16.05.2022. 15.06.2022 государственным регистратором прав было принято решение о приостановлении рассмотрения заявления в соответствии со ст. 26 ФЗ от 13.06.2015 «218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», так как площадь застройки жилого дома (36,78 кв.м.) составляет более 0,25 % от площади земельного участка с кадастровым номером №
В виду того, что в течение срока приостановления от истца дополнительных документов в орган регистрации прав не поступало, решением административного ответчика, оформленным Уведомлением №КУВД-001/2022-21847716/2 от 15.09.2022, административному истцу сообщено об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: Пермский край Очерский г.о., у деревни Балуево на основании ст. 11 ФЗ от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с тем, что по представленным координатам объект учета имеет площадь застройки 36,78 кв.м., что составляет более 0,25 процентов от площади земельного участка с кадастровым номером № кроме того крестьянское (фермерское) хозяйство должно быть действующим. Также указано на то, что отказ в государственном учете и государственной регистрации прав не лишает заявителя права вновь обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрацией прав в случае устранения причин, препятствующих государственному учету и государственной регистрации прав (л.д.7-8).
Согласно статье 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (часть 3). Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ). В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (часть 6). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
В силу статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260) (пункт 1); если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пп. "в" п. 1 ст. 10 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или в собственности, предоставляется право возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения.
Действовавший Земельный кодекс РСФСР 1991 года запрета на возведение жилых строений на земельных участках, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не содержал (главы 9, 10), а приведенные выше положения Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" прямо предусматривали право на возведение жилых строений на земельных участках, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Поскольку в настоящее время данный закон утратил силу, в связи с принятием ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в связи с чем гражданин, которому земельный участок был предоставлен до вступления в силу ФЗ от 11.06.2003 N 74 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", имел право на строительство жилого дома на нем лишь до 2003 года.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не запрещает строительство на земельном участке фермера, но п. 2 данной статьи указывает, что здания, строения и сооружения могут возводиться для осуществления деятельности фермерского хозяйства, то есть для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, аналогичное положение предусмотрено ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вступившим в законную силу с 01.03.2022 Законом N 299-ФЗ в действующее законодательство внесены изменения.
В частности, в редакции данного нормативного акта (статья 1 Закона N 299-ФЗ) пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами.
Помимо этого, с учетом изменений, внесенных статьей 3 Закона N 299-ФЗ, пункт 1 статьи 6 Закона N 74-ФЗ предусмотрел возможность вхождения в состав имущества фермерского хозяйства также жилого дома.
Статья 11 Закона N 74-ФЗ дополнена пунктом 4, согласно которому на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд. Также указанная статья дополнена пунктом 5, устанавливающим, что законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
Из пояснительной записки к проекту названного закона следует, что целью изменения соответствующего правового регулирования является поддержка и создания условий для развития малого предпринимательства на селе в форме крестьянского (фермерского) хозяйства в части установления возможности размещения жилого дома на земельном участке сельскохозяйственного назначения, входящем в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (фермерского дома), с определением при этом мер защиты земель сельскохозяйственного назначения от злоупотреблений и рисков массовой застройки жилыми домами (ограничение площади сельскохозяйственного земельного участка, которая может быть использована под размещение фермерского дома, ограничение по общей площади такого жилого дома и др.).
Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Барняк Е.В. как индивидуальный предприниматель прекратила деятельность в связи с принятием ей соответствующего решения с 20.05.2009, крестьянское (фермерское) хозяйство прекратило деятельность по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства с 18.11.2014 (л.д.22-25, 26-28).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также нормы действующего земельного законодательства, согласно которым до 01.03.2022 строить дома на сельскохозяйственных землях, в том числе занятых сельскохозяйственными угодьями разрешено не было, кроме того, при условии строительства жилого дома на сельскохозяйственных землях крестьянское (фермерское) хозяйство должно быть действующим, согласно выписки из Единого государственного реестра Барняк Е.В. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в 2009 году и в 2014 году деятельность по крестьянскому (фермерскому) хозяйству, по представленным в орган регистрации документам площадь застройки превышает 0,25 процентов от площади земельного участка с кадастровым номером 59:31:1060102:178, то суд приходит к выводу о том, что решение административного ответчика является законным и обоснованным.
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 59:31:1060102:178, на котором возведен жилой дом, подлежащий государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав преобразован путем выдела из существующего земельного участка двух самостоятельных земельных участков, правового значения не имеет, поскольку объект недвижимости, подлежащий государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, возведен именно на определенном земельном участке, имеющим свою площадь, на котором в силу с. 11 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» допустимо строительство жилого дома, общей площадью не более 0,25 процентов от площади земельного участка.
То обстоятельство, что право собственности на объект недвижимости регистрируется за гражданином в общеустановленном порядке независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя, правового значения в рамках рассматриваемого дела не имеет, поскольку в силу ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» строительство жилого дома разрешено с 01.03.2022 на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе, занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством исключительно для осуществления своей деятельности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Учитывая, что такая совокупность по делу отсутствует, более того, истец не лишен права вновь после устранения обстоятельств, которые послужили основанием для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на жилой дом, обратиться в регистрирующий орган, в удовлетворении требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 177 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 15.09.2022 № ░░░░-001/2022-21847716/2 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░