УИД23RS0033-01-2023-001140-93
Дело № 2а-874/2023
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
пгт Мостовской 12 июля 2023 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ермолова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Редькиной Ю.А.,
с участием: административного истца - помощника прокурора прокуратуры Мостовского района Мищенко К.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мостовского района в интересах Российской Федерации к администрации Краснокутского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края о понуждении к устранению нарушений земельного законодательства, пробелов в муниципальном нормотворчестве,
установил:
прокурор Мостовского района, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным бездействие администрации Краснокутского сельского поселения Мостовского района, выразившееся в нарушении земельного законодательства и пробелов в муниципальном нормотворчестве;
- обязать администрацию Краснокутского сельского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений земельного законодательства, пробелов в муниципальном нормотворчестве, путем разработки и принятия муниципального правового акта, регламентирующего порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведён мониторинг соответствия муниципальных актов действующему земельному законодательству, в ходе которого установлено, что до настоящего времени администрацией Крансокутского сельского поселения нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов не разработан и не принят. 20.02.2023 в адрес главы администрации Краснокутского сельского поселения было вынесено представление, однако по результатам его рассмотрения администрацией указано, что принятие нормативно-правового акта, регулирующего порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, нецелесообразно. Таким образом, органом местного самоуправления мер, направленных на устранение нарушений не принято, до настоящего времени соответствующий проект нормативного правового акта не разработан, в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы не направлен и соответственно, не принят.
Одной из форм реализации полномочий органов местного самоуправления является разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, а также вопросам, определённым Федеральными законами, Уставами и конституциями субъектов Российской Федерации, и уставами муниципальных образований. Формой воплощения указанных полномочий является нормативный правовой акт.
В результате незаконного бездействия администрации Краснокутского сельского поселения по разработке и принятию муниципальных правовых актов в рассматриваемой сфере нарушаются права Российской Федерации на верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ст. 4 Конституции РФ).
В судебном заседании участвующий в процессе прокурор поддерживал административные исковые требования и настаивал на их удовлетворении, приведя в обоснование изложенные выше доводы.
Представитель ответчика – администрации Краснокутского сельского поселения в судебное заседание не явился, согласно заявлению главы Краснокутского сельского поселения Высоцкой А.Е., просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, принять решение в соответствии с действующим законодательством РФ и установить разумный срок, необходимый для устранения нарушений.
Заслушав административного истца, приняв во внимание мнение административного ответчика, изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора Мостовского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Мостовского района проведён мониторинг соответствия муниципальных актов действующему земельному законодательству. В ходе данного мониторинга установлено, что органы местного самоуправления не разработан и не принят нормативный правовой акт, устанавливающий порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления.
С учётом вышеизложенного, органом местного самоуправления должен быть разработан и принят порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
20.02.2023 зам. прокурора Мостовского района в адрес главы администрации Краснокутского сельского поселения было вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства и пробелов в муниципальном нормотворчестве, а именно органу местного самоуправления принять нормативный правовой акт, устанавливающий порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
Однако, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось административным ответчиком, администрацией Крансокутского сельского поселения не разработан и не принят нормативно-правовой акт, устанавливающий указанный порядок.
Таким образом, анализ совокупности представленных доказательств приводит суд к выводу, что администрация Краснокутского сельского поселения Мостовского района, до настоящего времени не разработала и не приняла нормативный правовой акт, устанавливающий порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления, поэтому суд удовлетворяет административные исковые требования прокурора Мостовского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 227 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие администрации Краснокутского сельского поселения Мостовского района выразившееся в нарушении земельного законодательства и пробелов в муниципальном нормотворчестве.
Обязать администрацию Краснокутского сельского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений земельного законодательства, пробелов в муниципальном нормотворчестве, путем разработки и принятия муниципального правового акта, регламентирующего порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий судья В.В.Ермолов